Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?

§ 4. «Первобытная революция»: углублённый уровень (окончание)

Ностратическая совокупность распалась в XII-XI тыс. до н.э. (времена мезолита). Составлявшие её соплеменности стали расселяться из Западной Азии в разных направлениях, заставляя сдвигаться с насиженных мест (или переходить на свой язык) и другие соплемености. Те, кто ушёл на юг, в Северную Африку, образовали афразийскую семью (её наследники - современные арабы, евреи, эфиопы и т.д.). Те, кто сдвинулся к северу, - индоевропейскую семью (их потомки - большинство европейских народов, армяне, иранцы, народы Северной Индии). Прародину индоевропейцев, по разным гипотезам, помещают, как правило, на берегах Чёрного моря (южных, западных, северных). В последние десятилетия появилась версия о существовании для каждой языковой семьи двух прародин - ранней и поздней. Возможно, первоначальная прародина индоевропейцев помещалась в Малой Азии, что позволяет объяснить обнаруженные лингвистами параллели с картвельскими и семитскими языками. Некоторые исследователи связывают с индоевропейцами знаменитую археологическую культуру агрогородов Чатал-Гююк, существовавшую на юге Малой Азии как раз в VIII— VI тыс. до н.э. Стоит, правда, отметить, что в настоящий момент доказано отсутствие прямой связи между археологическим и этническим единством. Впоследствии, в соответствии с этой гипотезой, индоевропейскую общность локализовали в Балкано-Карпатском регионе, где выделилась её поздняя прародина. Как бы то ни было, к IV тыс. до н.э. все эти территории были заселены индоевропейцами. Одновременно (VI—IV тыс. до н.э.) в Закавказье пришли племена, образовавшие картвельскую семью (правда, в половине работ лингвистов составляющие эту семью грузины, сваны и мингрелы в отдельную семью не выделяются, а объявляются группой внутри кавказской языковой семьи). В Иран и Индию проникли племена эламо-дравидской семьи (наследники этой семьи — современные народы Южной Индии). Охотничьи племена северной окраины ностратической совокупности были вытеснены через Среднюю Азию далеко на север и, ассимилируя местное население, образовали уральскую семью (потомки этих племён — современные финны, венгры, карелы, марийцы, мордва, ханты, манси и пр.) и алтайскую семью (потомки этих племён — современные монголы, буряты, татары, турки, узбеки, маньчжуры и т.д.).

Подобные процессы произошли и с другими языковыми совокупностями. Аустрическая распалась на австроазиатскую и австронезийскую семьи. Конго-сахарская — на нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую и т.п.

В IV—III тыс. до н.э. (для большинства обществ в последующие тысячелетия) на стадии разложения первобытного общества родовые общины преобразуются в двухуровневые объединения: большие семейные общины, объединённые в первобытные соседские общины. В них родовые связи ослабевали и распадались, одновременно усиливалось значение соседских. Распад родовых связей усилил роль племенной организации как стоящей над родовой (вождь, совет старейшин, собрание воинов). Племена этой эпохи стали более оформленными. В рамках бывших соплеменностей (прежде всего, культурно-языковых объединений) стали складываться союзы племён (вождества, племенные княжения, «королевства») с одним-двумя господствующими племенами и множеством зависимых. Массовые войны за добычу стали новым мощным стимулом переселений и нового смешения первобытных протоэтносов. В случае относительной изолированности территории, в пределах которой происходил процесс разрушения первобытного общества и созревания цивилизационных, государственных структур, здесь ещё до образования государства из разных союзов племён, соплеменностей складывался единый этнос (народ, народность). Так произошло в Нильской долине, где народ (народность) древние египтяне сложился раньше единого государства. Если же территория подвергалась частым вторжениям извне, формирование этноса (нескольких этносов) происходило в рамках созданного государственного объединения, то есть уже на стадии развития цивилизованного (классового, государственного общества).

Процесс миграций стимулировало и появление новых хозяйственно-культурных типов, прежде всего пастушеского, а потом кочевого скотоводства. Союзы племён, перешедших к подобному хозяйству, расселялись особенно активно. Это привело к разделению языковых семей на языковые группы. Афразийцы, расселяясь из Северной Африки на юг и восток, разделились на кушитскую, берберскую, чадскую группы и наиболее известную — семитскую (из Эфиопии на Аравийский полуостров, а оттуда по Западной Азии: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, амореи, евреи, ханаанеи-финикийцы - карфагеняне, арамеи). Индоевропейцы (скорее всего, в районе Балкан или Северного Причерноморья) на рубеже IV—III тыс. до н.э. разделились на две ветви: древнеевропейскую и анатолийско-греко-арийскую. Анатолийцы (полукочевые племена скотоводов-земледельцев) заселились в Малую Азию через черноморские проливы (лувийцы — середина III тыс. до н.э.) и Восточный Кавказ, Армянское нагорье («хетто»-палайцы — конец III тыс. до н.э). Греческие племена заселили Балканский полуостров, дав начало грекам-ахейцам, грекам-дорийцам и македонянам. Арийцы — индоиранцы, перейдя к кочевому скотоводству (спицевое колесо, боевая колесница), заселили Великую степь от Карпат до Алтая и ушли на юг, разделившись на иранцев (киммерийцы, скифы, саки, сарматы, аланы, персы, мидяне) и индоариев. Древнеевропейские племена земледельцев-скотоводов стали заселять разные части Европы, дав начало дако-фракийцам, иллирийцам, италийцам, кельтам, германцам, балтославянам.

    Осуществляем проекты-исследования

Список литературы

    для подготовки сообщений, докладов, рефератов и других информационных проектов, например: «Можно ли отождествлять древний этнос, известный по письменным источникам, и археологическую культуру? »

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества : учеб. по спец. «История». 5-е изд., испр. — М., 2001.

История Европы. Т. 1. Древняя Европа. — М., 1988.

Мартынов А.И. Археология : учеб. для студентов. — М., 2005. Матюшкин Г.Н.

Археологический словарь. — М., 1996.

Народы и религии мира : энциклопедия. — М., 1999.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru