|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?
§ 4. «Первобытная революция»: углублённый уровень (продолжение)Третьим центром раннего евразийского земледелия были Месопотамия и Западный Иран, где известны памятники раннеземледельческих поселений типа Джармо (VII—VI тыс. до н.э.). К этой историко-культурной области относятся поселения Джармо, Тепе-Гуран, Телль-Шамшара и другие, находящиеся на территории современного Ирака и Западного Ирана. Для этих поселений характерны пластинчатая и микролитическая кремневая индустрия, кремневые вкладыши, расписная керамика, статуэтки животных и обнажённых женщин с массивными бёдрами. В поселении Джармо обнаружены обугленные зёрна пшеницы, ячменя, гороха и чечевицы. В нижних слоях найдены кости овцы и козы. Анализ имеющихся материалов показывает, что исторический прогресс здесь стимулировался экологической и исторической ситуацией. Мартынов А.И. Археология : учеб. для студентов. - М., 2005. С. 86-87. Современные научные представления об этнической истории человечестваВыделите в данном тексте информацию, связанную с проблемой урока (почему произошёл переход от первобытного общества к цивилизации). Сделайте собственные выводы по проблеме. Текст авторов учебника составлен по материалам: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 2001. На стадии раннепервобытной общины люди объединялись в родовые общины по 25—30 человек. Причём две или несколько общин были связаны брачными отношениями, так как брать супругов внутри рода запрещалось (обычай экзогамии). Такое объединение общин учёные называют предплеменами. Кроме того, несколько десятков общин, обитавших на территории, лишённой естественных преград, были связаны общей охотой, праздниками, простейшим эпизодическим дарообменом. Такое объединение общин можно назвать предсоплеменностями. При этом ни предплемена, ни предсоплеменности нельзя назвать этносами, так как они (по мнению большинства учёных) существовали в состоянии культурной и языковой непрерывности. Языки, орудия труда, обычаи непосредственно соседствовавших общин практически не отличались. Различия плавно возрастали по мере удаления от общины, взятой за точку отсчёта, и через несколько посредников язык переставал быть понятным. Однако чётких границ культурно-языковых общностей не было, и сами члены общин (судя по материалам изучения австралийских аборигенов) их не осознавали. В результате главный этнический признак — самосознание — отсутствовал. С точки зрения языкового родства учёные гипотетически выделяют группировки предсоплеменностей — языковые совокупности, из которых выросли современные языковые семьи. В эпоху Вюрмского оледенения (40—12 тыс. лет назад) и отступления ледника (12—10 тыс. лет назад) предсоплеменности охотников Западной Азии (европеоиды) составляли ностратическую совокупность (из неё вышло большинство известных языковых семей). В тропической Африке обитали предсоплеменности конго-сахарской языковой совокупности (негроиды), в Восточной Азии — синотибетской (дальневосточные монголоиды), в Юго-Восточной Азии — аустрической (юго-восточные монголоиды). Тех, кто обитал за пределами этих ареалов, условно объединяют в неродственные группы. Языки предсоплеменностей первопоселенцев Северной Азии называют палеоазиатскими (их потомки — чукчи, коряки, ительмены, а также часть языков американских индейцев). Языки первопоселенцев Центральной и Южной Африки именуют палеоафриканскими (например, бушмены). Языки первых поселенцев Европы называют древнеевропейскими, причём сегодня их живых носителей нет (возможно, за исключением басков Испании), остались только топонимика и древнейшие пласты в языках новопоселенцев Европы. Около 10-8 тыс. лет назад в ряде обществ Западной Азии произошёл переход на стадию позднепервобытной общины. Переход к земледелию и скотоводству или к их аналогам - высокоспециализированным охоте, рыболовству и собирательству дал резкий рост населения - примерно в 100 раз (первая демографическая революция). Перешедшие к относительной оседлости общины насчитывали уже от 100 до 1000 человек и состояли, как правило, не из одного, а сразу из нескольких родов (многородовые общины). Предплемена переросли в племена, то есть у объединений общин выработались языковое единство, самосознание своей общности и самоназвание. Бывшие предсоплеменности стали собственно соплеменностями. Теперь их связывали не только культурное и языковое родство, но и общие военно-хозяйственные потребности. Возросшая плотность населения заставляла соплеменности расселяться в поисках новых земель. Сталкиваясь с местными родовыми общинами, остававшимися ещё на раннепервобытной стадии, переселенцы не просто истребляли или вытесняли их, но подчиняли и волей-неволей передавали им свою культуру и язык. В результате такого расселения первоначальные языковые совокупности разделились на языковые семьи.
|
|
|