Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?

§ 4. «Первобытная революция»: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Об идее прогресса

Казалось бы, почти нелепо задавать вопрос: добилось ли человечество успехов с момента своего появления на этой планете? <...> Экономия труда в быту, лёгкость перемещения, чудеса связи -вот что первым приходит на ум. Идея прогресса - вера в то, что человечество, продвинувшись в своём развитии в прошлом, неизбежно пойдёт ещё дальше вперёд.

Ян Т. Тейлор, канадский писатель и исследователь, отрицающий идею эволюции в своей книге «В умах людей»

    О парадоксе прогресса

О парадоксе прогресса Прогресс - это замена одних неприятностей другими.

Генри Хэвлок Эллис (1859-1939), английский врач и публицист

Сравните два мнения о значении прогресса в жизни людей: в чём эти мнения противоречат друг другу?

Какой вопрос возникает у вас на основании этого противоречия?

    Повторение необходимых знаний

Объясните значения слов: прогресс, общество, родовая община (словарь).

Какие стадии развития (этапы) можно выделить в истории первобытного общества, чем они отличаются друг от друга? (§ 3)

    Решение проблемы

От присвоения к производству

Оцените, что хорошего, а что плохого принесла обществу «неолитическая революция». Сделайте вывод: общественный прогресс - это хорошо или плохо?

Около 10 тыс. лет назад (VIII тыс. до н.э.) в родовых общинах, живших в Западной Азии, начались изменения, названные учёными «неолитической революцией». Прежде всего, от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) они перешли к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). Долго охотясь на диких коз и баранов, люди всегда хотели иметь запас мяса на случай неудачной охоты. Сначала они стали забирать с собой детёнышей убитых животных, выращивать их и съедать, когда подрастут. Однако если охота была удачной, необходимости съедать выращенных коз и овец не было, и со временем они стали давать потомство в неволе. Так из охоты возникло скотоводство. Теперь нужно было строить загоны, выгонять скот на пастбища, отбирать лучших животных для продолжения рода. Взамен люди получили не только запас мяса и шкур, но и возможность питаться молоком, научились делать простоквашу, сметану, творог, сыр. Одновременно из собирательства родилось земледелие. Уже несколько тысяч лет люди собирали на склонах гор дикорастущую пшеницу, ячмень, чечевицу. Во время приготовления пищи (растирание зёрен между плоскими камнями) часть зёрен падала в землю и со временем прорастала. Это навело людей на мысль о том, что можно не искать растения, а выращивать. Пришлось научиться рыхлить землю, ухаживать за будущим урожаем, но теперь люди перестали зависеть от капризов природы. Отныне наличие еды в большей степени зависело от их труда и в меньшей степени от погоды, ведь люди уже не присваивали продукты, а производили их сами.

Каменный топор

Помимо этого переворота, «неолитическая революция» сопровождалась и другими изменениями. Чтобы расчищать лес под поля, потребовались топоры, более прочно насаженные на ручку. Это привело к новой технике обработки камня — сверлению и шлифованию с помощью песка (это и дало название «неолит» — новый каменный век). Палки-копалки и ножи преобразовались в мотыги и серпы с каменными лезвиями. Люди освоили глиноделие — научились получать и использовать новый материал — обожжённую в костре глину (керамику), из которой делали горшки, миски, что позволило варить пищу. Также изобрели ткачество: из волокон растений и шерсти животных научились прясть нитки, ткать и шить тканую одежду, покрывала, мешки и т.п.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru