|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
§ 5. Деспотии цивилизаций Древнего Востока: базовый уровень (окончание)Общие черты древневосточных цивилизацийОпределите, какие социально-политические традиции Древнего Востока восприняты современным обществом, а какие - отрицаются. Сделайте вывод: Древний Восток - колыбель человеческой культуры или дикое, чуждое современным людям общество? Древневосточные цивилизации роднит то, что они сложились на основе ирригационного (орошаемого) земледелия. Регулировать режимы разлива великих рек можно было, лишь объединив систему каналов, дамб, бассейнов под единым началом. В результате в древневосточных обществах сложился особый тип государства — восточная деспотия (неограниченная власть обожествлённого правителя над жизнью, свободой и имуществом подданных). Орошённая земля, управляемая главой государства (фараон - бог Ра в Египте, император — сын Неба в Китае и т.д.), считалась его собственностью, которую он раздавал в пользование своим подданным, а они за это обязывались платить ему подати и выполнять повинности, в том числе по поддержанию ирригационной системы. С помощью обширного бюрократического аппарата глава государства управлял политической и экономической жизнью страны. Власть восточного деспота напрямую была связана с его верховной собственностью на землю, а та в свою очередь давала возможность абсолютной власти. Подобную связь учёные-историки обозначают термином — власть-собственность.
Общественные слои древневосточных деспотий можно разделить на три основных класса: господствующая знать (чиновники, жрецы, владельцы крупных земледельческих хозяйств), рабы (немногочисленное несвободное население), свободные производители-общинники (сельские земледельцы, городские ремесленники и торговцы). Основой любого древневосточного царства являлись сельские соседские общины. Каждая из них была замкнутым, во многом самообеспечивающим миром, где среди домохозяйств крупных патриархальных семей выделялась богатая верхушка, отвечавшая перед чиновниками за подати и повинности. Любой человек считал себя не столько самостоятельной личностью, сколько членом семьи и общины. Он мог рассчитывать на её помощь, но и должен был личные интересы подчинять мнению старших родственников, соседей-общинников, слушаться их во всём: в выборе спутника жизни, в заключении торговой сделки, определяя покрой одежды, форму дома, порядок ведения дел. Общинные традиции обеспечивали выживаемость людей, зависевших от крупного ирригационного хозяйства. При этом в древневосточных обществах сложились традиции, требующие от общин и государства заботиться о порядке, справедливости и благополучии жителей. Так, вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) отменил многочисленные долги простых общинников ростовщикам и накопившиеся из-за неурожаев недоимки по налогам. Принятый им новый свод законов, по заявлению самого царя, должен был «дать сиять справедливости в стране». В случае, если правители государства злостно нарушали общественные интересы, граждане древневосточных обществ поднимали восстания, описания которых сохранились в египетских и китайских источниках.
|
|
|