|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
«Осевое время» на Востоке: углублённый уровень (окончание)Библия (книга Исход) о заключении Завета Господа Яхве со всем еврейским народом через пророка Моисея и даровании скрижалей Завета — каменных табличек с 10 заповедямиОб источнике. Книга Исход - вторая книга Библии, Ветхого Завета и Пятикнижия Моисея (Торы). Подробнее см. выше. Дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою... и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И изрёк Бог... все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира (идолов. - Прим. ред.)... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно... Помни день субботний, чтобы святить его... Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе... Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего ... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его ... ничего, что у ближнего твоего. Библия. Ветхий Завет. Книга Исход. 19,9, 16; 20,1 — 17. Историки А.А. Вигасин, В.М. Массон, А.А. Немировский о формировании монотеизма в ИзраилеПо заголовку спрогнозируйте содержание текста. Проверьте свои предположения, читая текст в режиме диалога с автором: - задайте вопрос автору текста; - спрогнозируйте ответ; - проверьте себя по тексту. В XII в. до н.э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племён... Культ Израиля в это время, несомненно, носил языческий характер. (Что это значит?) (Предположи!) В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных областей Южной Палестины. (Понятно, верили в одного бога, но допускали существование и других богов.) (...) В честь Бога Яхве был построен роскошный Иерусалимский храм. Его почитание сохранилось и после разделения Израиля в IX в. до н.э. на два царства - Израиль на севере и Иудея с Иерусалимом на юге. Сохранение центра почитания Яхве в иудейском Иерусалимском храме побуждало царей Израиля искать иных покровителей (хотя бы на случай войны с той же Иудеей). (Значит, они откажутся от Яхве?) Наиболее могущественный царь Израиля Ахав (IX в. до н.э.) использовал в этом качестве финикийского Баала. (Проверь себя.) На фоне развернувшегося религиозного поиска и связанного с ним противостояния храмов разных божеств друг другу. сформировался так называемый «жреческий монотеизм». Заключался он в том, что жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильскоиудейском культе и не допускали почитания других богов на общегосударственном уровне... В то же время социальные противоречия в израильско-иудейском обществе отразились мощным общественно-идеологическим процессом — «пророческим движением» VIII—VI вв. до н.э. «Пророки», бывшие первоначально особой категорией храмовых прорицателей, по неясным причинам порвали с храмами и возглавили в итоге социальный протест. Именно они выработали концепцию Яхве как абстрактного, абсолютного и универсального божества, источника этики и творца истории как процесса, соответствующего религиозному восприятию древних евреев — «избранного» им для этой цели народа. В конце времён ожидалось появление посланца Яхве - Мессии, которому суждено было окончательно спасти Израиль от языческой скверны и социальной несправедливости, приобщить весь мир к почитанию Яхве. Во всех этих отношениях «пророческий монотеизм» принципиально противостоял общей религиозной практике Ближнего Востока. История Древнего Востока : учеб. для студ. вузов / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999. С. 226-228.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Сравнение буддизма и ветхозаветного монотеизма древних евреев» Васильев Л.С. История Востока : учеб. пос. - М., 1998. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1999. История Древнего Востока : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» /Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. - Томск, 2003. Народы и религии мира : энциклопедия / Вводная статья В.Н. Тишкова «Единство и многообразие культур». - М. : БСЭ, 1998. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). - Минск, 1998. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
|
|
|