|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
«Осевое время» на Востоке: углублённый уровень (продолжение)Древний Китай. Период Чжаньго — «Воюющих царств»(историк М.В. Крюков) Чжаньго (с V в. до н.э.) — эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая. Их предпосылкой были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространение железа, появление пахотных орудий и тяглового скота, развитие ирригации. Применение тягловых орудий типа орала с железным наконечником произвело подлинную революцию в земледельческой технике. С помощью таких орудий стало возможным возделывать не только пойменные земли, но и твёрдые почвы на высоких прибрежных террасах... Расширение площади пахотных земель, повышение урожайности, резкое увеличение совокупного общественного продукта предопределило кризис системы землевладения и землепользования, существовавших в чжоуском Китае XI—VI вв. до н.э. Прежние формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, изживали себя . Распад прежней системы землевладения был связан с появлением частной собственности, основанной на праве отчуждать землю посредством купли-продажи. Распространение железных орудий труда и общий прогресс техники стимулировали индивидуализацию ремесленного производства, рост благосостояния ремесленников. В результате отдельные ремесленники и торговцы, номинально относившиеся к низшей прослойке социальной иерархии, фактически могли оказаться более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден. История Древнего Востока : учеб. для студ. вузов/ Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999. С. 226-227, 337-338, 382-383.
Библия и наука о зарождении монотеизма в Израиле(о первых пророках единого Бога)
Библия (книга Бытия) о заключении Завета — личного союза — Господа-Яхве и Авраама — прародителя евреевОб источнике. Книга Бытия - первая книга Библии, Ветхого Завета и Пятикнижия Моисея (Торы). Она содержит предания о Сотворении Богом мира и людей, о происхождении еврейского народа. Согласно библейской традиции, книга Бытия, как и всё Пятикнижие, написана пророком Моисеем (ок. XIII в. до н.э.), передающим людям слова Г оспода Бога (Яхве). В соответствии с научно-критическими представлениями Пятикнижие Библии составлено в IX-VIII вв. до н.э. жрецами Иерусалимского храма Яхве с целью возвысить почитание этого Бога и запретить поклонение другим богам в Древнееврейском царстве, распавшемся на Израиль и Иудею. В соответствии с этой точкой зрения Пятикнижие Библии составлено на основе мифов и легенд самих древних евреев, а также заимствованных ими у жителей Междуречья, Египта, Финикии (археологи нашли в этих странах совпадающие или схожие с Библией тексты, созданные до XIII в. до н.э.). И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего... в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. ...Ходи предо Мною и будь непорочен. Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия. 12,1-3; 17,1.
|
|
|