Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

Феномен античной Греции: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    Я. Кесисов, учёный и политик, председатель Общества греков города Батуми (2000-е гг.)

Эллинизм оставил глубочайший след в развитии человечества, оказав большое влияние на всю мировую культуру, а античная Эллада по праву считается колыбелью европейской цивилизации...

Казалось бы, Греция в прошлом не отличалась от своих соседей ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями...

    Л.С. Васильев, российский историк

Античное общество сформировалось, прежде всего, на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. То и другое, вкупе с благоприятными географическими условиями, сыграло свою роль в архаической революции, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе, близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от неё античную.

Трудно сказать, что явилось причиной архаической революции, которую смело можно уподобить своего рода социальной мутации, ибо во всей истории человечества она была единственной и потому уникальной по характеру и результатам.

История Востока : учеб. пос. - М., 1998.

Сравните два текста: в чём их авторы противоречат друг другу?

Какую проблему урока вы можете сформулировать на основании этого противоречия?

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

    Решение проблемы

Учёные о феномене Древней Греции

Проанализируйте, какие доказательства уникальности античного пути развития содержатся в данных текстах.

    А.Дж. Тойнби об уникальности Древней Г реции

    Об учёном. См. с. 34.

Ошибочно думать, что уникальность ранней цивилизации городов-полисов эгейского периода обусловлена особенностями ландшафта. Тогда мы должны предположить подобные цивилизации в других подходящих для этого местах, но не находим там ничего похожего...

...Пожалуй, самым значительным достоинством греко-римской истории является то, что её мировоззрение скорее вселенское, нежели локальное. Афины могли затмить Спарту, как и Рим — Самний, однако Афины в начале своей истории послужили воспитанию всей Эллады, в то время как Рим на закате своей истории объединил весь греко-римский мир в единое государство.

...Тот опыт, те переживания, которые мы испытываем в наше время и в нашем мире, уже были пережиты Фукидидом в своё время... Он сам и его поколение по историческому опыту стояли на более высокой ступени, нежели я и моё поколение относительно своего времени: собственно, его настоящее предшествовало моему будущему. Что бы там ни говорила хронология, мой мир и мир Фукидида оказались в философском аспекте современниками. И если это положение истинно для западной и греко-римской цивилизаций, то же самое можно сказать обо всех цивилизациях, известных нам. Таким образом, истории всех обществ, подходящих под определение цивилизации, в каком-то смысле параллельны и современны друг другу.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru