Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

Феномен античной Греции: углублённый уровень (окончание)

Афинская демократия в отражении древнегреческих источников

Сравните оценки афинской демократии Аристотелем и Псевдо-Ксенофонтом: в чём они сходятся и в чём противоречат друг другу?

    Аристотель. Афинская Полития

    Об учёном и источнике. Аристотель - древнегреческий философ и учёный IV в. до н.э. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. «Афинская Полития» - трактат о государственном устройстве Афин, часть так называемой «Политии», содержащей в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и варварских. Из имеющихся в тексте указаний можно заключить, что он составлен между 329 и 323 гг. до н.э.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. ...Государственный строй был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети, и жены... Вся же вообще земля была в руках немногих... На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства.

Жертвоприношение

Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые. На основании оценки имущества он ввёл разделение на четыре класса. Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов (т.е. бедняков), дал участие только в Народном собрании и судах. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных. Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно них особый закон: «Кто во время смуты в государстве не встанет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предаётся бесчестию и лишается гражданских прав».

...По-видимому, вот какие три пункта в Солоновом государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное — отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее - предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином государства.

    Памфлет Псевдо-Ксенофонта «Афинская Полития» (IV в. до н.э.)

    Об источнике. Имя создателя и время создания неизвестны. Памфлет был найден в сборнике сочинений греческого историка Ксенофонта, но ему не принадлежит. Вероятная дата написания - 425 г. до н.э.

Что касается государственного устройства афинян. я постараюсь доказать, что они. заводят у себя такие порядки, которые представляются ненормальными с точки зрения остальных греков. Итак, прежде всего я скажу, в Афинах считается справедливым, чтобы бедные и простой народ пользовался преимуществами перед благородными и богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли, и даёт силу государству... вот эти люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные... Затем народ вовсе не добивается таких должностей, которые приносят спасение, если заняты благородными людьми, и подвергают опасности весь народ, если заняты неблагородными, — он не находит нужным получать по жребию должности ни стратегов, ни гиппархов. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Может быть, кто-нибудь скажет, что не следовало бы допускать их всех без разбора говорить в Народном собрании и быть членами Совета, но только самых опытных и притом лучших людей. Но афиняне и в этом отношении рассуждают совершенно правильно, предоставляя говорить в собрании и простым, потому что, если бы только благородные говорили в Народном собрании и обсуждали дела, тогда было бы хорошо людям одного положения с ними, а демократам было бы не хорошо. А при теперешнем положении, когда может говорить всякий желающий, стоит ему подняться со своего места, будь это простой человек, он изыскивает благо для самого себя и для себе подобных...

    Осуществляем проекты-исследования

Список литературы

    для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Политические уроки древнегреческих полисов»

История Древней Греции : учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2000.

История Европы. Т. 1. Древняя Европа. - М., 1988.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru