Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

Империи Средиземноморья: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Человек в Империи

...Пусть и вправду, Постум, курица не птица,

но с куриными мозгами хватишь горя.

Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции, у моря.

И от Цезаря далёко, и от вьюги.

Лебезить не нужно, трусить, торопиться.

Говоришь, что все наместники - ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Российский поэт И. Бродский (XX в.). Из «Писем римскому другу» (от имени древнеримского гражданина)

    Империя для человека

Мессианский империализм. Его главная задача - сохранить в нынешнем мире остров подлинной свободы, которая открыта не бесконечной цепи круговых торговых обменов, а росту вверх, которая открыта последним целям человеческого бытия, не только личным - святости, но и социальным - быть с Богом в его сражении с диаволом за мир и за души людские. .Этот консерватизм является имперским, поскольку ставит перед собой не только охранительные задачи, но и задачи открытия новых культурных и цивилизационных горизонтов, которые открывают новые возможности в реализации личной свободы и высшей религиозной цели человека. Лозунг этого консерватизма «Империя и свобода» органически сопрягает эти два начала в единое целое.

Из интернет-статьи, отражающей взгляды части современных российских консерваторов (2003)

Сравните отражённые в текстах позиции по вопросу совместимости империи и личной свободы: в чём они противоречат друг другу?

Какую проблему урока вы можете сформулировать на основании этого противоречия? Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Перечислите главные отличия античного общества от древневосточного. (§ 7)

Вспомните значения понятий: республика, империя, гражданин (словарь).

Походы Александра Македонского в IV в. до н.э.

    Решение проблемы

Эллинизм и Рим

Сравните условия жизни свободного человека в эллинистической монархии и в Римской республике: где, на ваш взгляд, больше ограничений для внешней (политической) и для внутренней (духовной) свободы?

Александр Македонский

За 10 лет похода Александра Македонского (334-324 гг. до н.э.) греки и македонцы разгромили Персидскую державу, завоевали Египет, Западную Азию, Иран и дошли до Индии. Александр мечтал об объединении народов Востока и Запада, но после его смерти полководцы Македонского разделили империю на эллинистические монархии. От обычаев Востока им достались неограниченная власть монарха-деспота, налаженная ирригационная система и обязанность подданных платить налоги. От юга Италии до Ирана официальным языком стал греческий. По всему Востоку строились десятки новых городов-полисов, куда переселялись безземельные эллины с Балкан. В них сохранялась свобода граждан, правивших полисами без царских чиновников, но по царским законам. Сельские общины Востока активно втягивались в оживлённую караванную и морскую торговлю. Знатные представители народов Востока перенимали культуру, язык, обычаи греков - эллинизировались. Из синтеза Востока и Запада сложилась эллинистическая цивилизация, обогатившая мир достижениями культуры: Александрийской библиотекой, теоремами и аксиомами геометрии Евклида, открытиями и изобретениями Архимеда и т.д. По странам эллинизма перемещались тысячи торговцев, наёмных воинов, учёных. Хотя везде им угрожал гнев эллинистических монархов, они ощущали себя не столько их подданными, сколько гражданами («политами») всего мира («космоса») - космополитами. Вместо идеальных граждан скульпторы стали изображать обычных людей с их радостями и страхами. Греки и жители Востока приносили жертвы египетской Исиде как единой богине-матери и верховному богу, в котором слились греческий Зевс и египетский Осирис.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru