|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
Империи Средиземноморья: углублённый уровень (продолжение)Гай. Институции (римское право)Об авторе и источнике. Гай - один из самых влиятельных римских юристов. Жил при императоре Адриане. «Институции», или более позднее название - «Институции Гая», - учебник для изучающих право (II в. н.э.) памятник полной древнеримской научной системы права. Важнейшее различие в правовом положении лиц то, что все люди - или свободны, или рабы. Также из свободных одни - свободнорождённые, другие - отпущенники. Свободнорождённые - это те, кто родились свободными, отпущенники - те, кто отпущены из законного рабства. Письма к Луцилию римского сенатора и ф илософа Сенеки (I в. н.э.)Об авторе. Лу́ций А́нней Се́нека - римский философ-стоик, поэт, государственный деятель, воспитатель Нерона. «Нравственные письма к Луцилию» написаны им в 64 г. Я с радостью узнаю. что ты обходишься со своим рабами, как с близкими. Так и подобает при твоём уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны. Часто повторяют бесстыдную поговорку: «Сколько рабов, столько врагов». Они нам не враги - мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности - но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами. Корнелий Тацит (римский историк). Анналы. Кн. XIV. 42. (I в. н .э.)Об авторе и источнике. Пу́блий, или Гай Корне́лий Та́цит (ок. 56 - 117 гг. н. э.), - древнеримский историк. «Анналы» (летопись) написаны между 110 и 117 гг. н.э. и содержат историю Римской империи во времена Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. Немного позднее префекта города Рима Педания Секунда убил его собственный раб... И когда в соответствии с древним установлением всех проживавших с ним под одним кровом рабов собрали, чтобы вести на казнь, сбежался простой народ, вступившийся за стольких ни в чём не повинных, и дело дошло даже до уличных беспорядков и сборищ перед сенатом, в котором также нашлись решительные противники столь непомерной строгости, хотя большинство. полагало, что существующий порядок не подлежит изменению. Исторические источники о христианских мучениках в Римской империиПроанализируйте тексты источников (воспользуйтесь алгоритмом анализа источника в § 1) и сделайте вывод по проблеме урока. Об авторе и источнике. Св. Игнатий - первый крупный христианский писатель нееврейского происхождения. Предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий. 20 декабря 107 г. брошен на съедение львам на арене. «Мученические акты» позднего происхождения (IV и V вв.) сохранились в двух изложениях, римском и антиохийском. Их авторами называют спутников Игнатия, сопровождавших его из Антиохии в Рим. На это указывают собственные слова описателей мученичества Игнатия: «Мы неохотно ехали, скорбя о предстоящей нам разлуке с праведником» (гл. V). — Кто ты, злой демон, - сказал император Траян, - что стараешься нарушить наши законы, да и других убеждаешь к тому же, чтобы они погибли несчастно? — Никто, - отвечал святой Игнатий, — не называет Богоносца злым демоном: злые духи бегут от рабов Божиих. Если же ты называешь меня злым для этих демонов, потому что я неприятен им, я согласен. [Нося] Христа, Пренебесного Царя, я разрушаю их сети. — А кто такой, — спросил Траян, — Богоносец? — Тот, кто имеет Христа в сердце своём, — отвечал Игнатий. — Разве мы, думаешь ты, не имеем в душе богов, которые помогают нам против врагов? — Ты заблуждаешься, называя египетских демонов богами. Один есть Бог, сотворивший небо и землю, море и всё, что в них, и един Христос Иисус, Единородный Сын Божий, Который да будет ко мне милостив. — Ты говоришь о Распятом при Понтии Пилате? — Да, о Том, — отвечал святой Игнатий, — Который распял на Кресте грех мой вместе с виновником его (сатаной) и всю демонскую ложь, всю злобу осудил и поверг к ногам тех, кто носил Его в сердце. — Итак, ты носишь в себе Распятого? — Да... — Повелеваем, — вынес приговор Траян, — Игнатия, который говорит, что носит в себе Распятого, отвести в оковах в Рим под воинской стражей и там предать на съедение зверям для забавы народа.
|
|
|