|
«Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 38-39).
«Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете...» (Лк. 6, 37).
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).
«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).
Исходя из текста Евангелия, предлагает ли христианство принципиально новые идеи, правила поведения или схожие были высказаны раньше?
|
Зороастризм. Дадистан-и-диник 94, 5 (ок. VII в. до н.э.): «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя».
Иудаизм. Библия. Левит. 19, 18 (до VI в. до н.э): «Люби ближнего твоего, как самого себя».
Буддизм. Удана-Варга. 5, 18 (VI в. до н.э.): «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно». Конфуцианство. Аналекты. XV, 23 (ок. V в. до н.э.): «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам».
Индуизм. Поэма «Махабхарата» (ок. IV в. до н.э.): «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам». Христианство. Евангелие от Матфея. 7, 12 (I в.): «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Иудаизм. Талмуд, Шаббат. 31а (ок. III в.): «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему».
Ислам. Сунна (VII в.): «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе».
Сравните эти тексты. Предлагало ли христианство принципиально новые правила или схожие были высказаны раньше?
|