|
|
|
Рубеж древности и Средневековья (продолжение)«Все дороги ведут в Рим»На твой взгляд, чем общество германских варваров было слабее, а чем, может быть, сильнее античной цивилизации позднего Рима? Сделай вывод: можно ли считать, что в середине I тысячелетия (IV—VI века) начинается новая историческая эпоха? За линиями римских укреплений по Рейну и Дунаю обитали разные варварские племена, в основном германцы. В отличие от римлян они жили не в каменных отдельных домах, а в длинных деревянных срубах, где умещалось несколько семей одного рода. Вместо пышного пшеничного хлеба и сладкого виноградного вина германцы ели серые ячменные лепёшки и пили пиво. Одевались они не в тонкие изящные туники, а в грубые штаны и рубахи. Германцы верили, что на деревьях обитают волшебные существа эльфы, в подземельях — кузнецы-колдуны гномы, в горах — злые великаны и тролли, а по небу разъезжают боги — громовержец Тор и мудрый воитель О́дин, готовящийся сразиться с предводителем зла — волком Фенри́ром. Вожди германских племён (герцоги, ко́нунги, фю́рсты) в борьбе с римлянами создавали союзы. После удачных походов на совместных пирах воины- дружинники и ополченцы-общинники делили добычу. В первые века Новой эры первобытные племена, жившие вдоль «пояса» древних цивилизаций, пришли в движение. В Европе стало холодно и дождливо, сокращение урожаев вынудило первобытных земледельцев двинуться на юг. В азиатских степях, напротив, стало выпадать меньше дождей, и кочевые племена вступили в жестокую борьбу за сокращающиеся пастбища. Окрепшие в этой борьбе союзы племён прорвались за Великую Китайскую стену, и в Китае в IV веке началась смутная эпоха «шестнадцати царств семи северных племён». Другой союз кочевых племён — гу́нны — двинулся за Алтайские горы в Великую степь, покоряя и увлекая за собой здешних кочевников. Часть кочевых вождей повели своих воинов на юг — они покорили государства Средней Азии, разгромили войска Ирана, захватили и опустошили Северную Индию. Большинство же племён во главе с гуннами двигались на запад — в Европу. В 375 году они разгромили германцев-готов, живших в Причерноморье, и обосновались рядом с римской границей. Новые соседи казались римлянам чудовищными «двуногими зверями на безобразных лошадях». Спасаясь от гуннов, готы с жёнами и детьми стали переселяться на римские земли. Борьба с варварами стала одной из главных причин, по которой в 395 году император Феодосий разделил империю между своими сыновьями на Западную Римскую и Восточную Римскую.
Чтобы защитить Италию от готов, западноримский император отозвал войска из Британии и Галлии. В итоге племена вандалов и алан прорвались через Рейн в Галлию, превратив её в «дымящийся огромный погребальный костёр». В 410 году западные готы ворвались в Рим, оставленный императором. Вечный город горел, под триумфальными арками проезжали варварские вожди. Христианский писатель Иерони́м, переведший Библию на латинский язык, так написал об этом: «Когда погас ярчайший свет, когда весь мир погиб в одном городе, тогда я онемел». Вскоре, в 410-450-х годах, вожди готов, вандалов, бургундов, англов захватили целые провинции в Галлии, Африке, Британии. Они размещали своих воинов с семьями на лучших землях, объявляли себя повелителями местных римских граждан. Эти государственные образования принято называть варварскими королевствами.
В войнах германцев, гуннов и последних римлян горели города и сёла, гибли тысячи мирных граждан. В 455 году вандалы взяли Рим и 14 дней свозили на свои корабли всё, что было сделано из золота, серебра и драгоценных камней. «Ненужные» вандалам статуи и храмы разбивались, рукописные свитки горели вместе с домами и библиотеками. В 476 году вождь отряда германских наёмников Одо^кр сверг последнего западноримского императора Ро- мула Августула, провозгласил себя королём (конунгом) Италии, а императорскую корону отослал В Константинополь. Великое переселение народов уничтожило многие древние государства, в том числе и Западную Римскую империю. Новая картина мираЧто, на твой взгляд, в средневековой европейской картине мира можно считать наследием раннего христианства, что — античности, а что — варварского язычества? Сделай вывод: почему середина I тысячелетия (IV—VI века) считается началом новой эпохи — Средних веков? В ходе Великого переселения народов Восточно-Римская империя устояла. Государством по-прежнему правил император, а главой христианской церкви был патриарх Константинопольский. Здесь сохранились крупные города, жители которых говорили в основном на греческом языке. В это же время на Западе (где потомки римских граждан говорили на латыни) правили варварские короли (конунги). Вестготы обосновались в Испании, остготы — в Италии, бургунды — в Южной Галлии, франки — в Северной Галлии, а Британию поделили между собой племена англов и саксов. На Западе, с точки зрения образованных римлян, «ничего приятного не осталось... наши города разрушены, наши деревни опустели», школы, библиотеки, театры, стадионы лежали в руинах и зарастали травой. Полуразрушенным Римом и ближайшей округой управлял теперь христианский епископ — Папа Римский. Подобно императорам, папы обороняли Рим, старались договориться с варварскими королями Запада, отправляли к ним проповедников, склоняя к принятию христианства.
В то же время епископы Востока и Запада с 325 по 787 год семь раз собирались на Вселенские соборы единой христианской церкви. Здесь уточнялись основы христианского учения. И на Востоке, и на Западе каждое воскресенье проводилась церковная служба, в ходе которой совершалось главное таинство - причащение. Согласно Евангелию, зная о предстоящем аресте и казни, Иисус на последнем ужине протянул ученикам хлеб и вино, сказав: «Это Тело и Кровь Мои». Впоследствии в христианских общинах так объясняли смысл этих слов: казнь Иисуса - последняя жертва, искупающая все грехи человеческие, Воскресение Христа — указание людям пути спасения. В христианских храмах хлеб и вино, вносимые в алтарь, на жертвенном столе перевоплощались в «Тело и Кровь Христовы». Вкушая их, христиане причащались к Богу — получали силы преодолевать зло грехов и благодарили за надежду на своё спасение. Во время христианских богослужений и на Востоке, и, особенно, на Западе рядом стояли римляне и варвары, давние христиане и вчерашние язычники. Различий между ними становилось всё меньше. Часть античных наук была признана необходимой христианской церкви для объяснения Библии и обрядов богослужения. Эти «семь свободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка — изучались при церквах. В то же время труды по медицине, архитектуре, организации хозяйства, любовные стихи перестали переписывать или соскабливали их с дорогих листов пергамента (телячьей кожи), чтобы записать на них христианские сочинения. К тому же книги, как и умеющие их читать люди, стали большой редкостью.
|
|
|