Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Рубеж древности и Средневековья

    Определяем проблему урока

Лента времени на с. 10-11 отражает сложившееся в европейской науке представление о делении истории на эпохи. На какое время приходится рубеж древности и Средневековья?

Справочные сведения

Для китайских учёных рубежом в истории считается II век — время падения империи Хань, от названия которой происходит самоназвание китайцев («ханьцы»). Для мусульман начало новой эпохи — это VII век, когда Мухаммед начал проповедь ислама.

Сравни представления китайцев и мусульман со сложившимся делением всемирной истории. В чём несовпадение? Какой вопрос можно задать? Сравни свою формулировку с авторской (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Объясни значение слов: первобытное общество, цивилизация, государство, империя, христианство, церковь, язычество. (Словарь)

    Решаем проблему, открываем новые знания

«Царство кесаря» и «Царство Божие»

    С помощью текста определи, чем античный взгляд на мир отличается от христианского.

Внимание! Для выполнения этого и многих подобных заданий тебе необходимо владеть продуктивным чтением. На примере этого текста вспомни (или изучи) порядок работы.

До чтения. Предположи, что может означать название. О каких «царствах» идёт речь? Уточни свои предположения, рассмотрев иллюстрации, ключевые слова.

Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В — задай вопрос автору; О — спрогнозируй ответ; П — проверь свои предположения по тексту.

После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока.

В первые века Новой эры все цивилизации Древнего мира соединил Великий шёлковый путь, пролегавший от Китая до Рима — «столицы» античной цивилизации. (В Это «царство кесаря» или «Божье»? О Вероятно, первое.) Центрами её жизни были города со множеством храмов, театров, стадионов, библиотек. Римские законы утверждали равноправие свободных граждан, их частную собственность (в том числе на рабов), совместное участие в управлении государством и его защите. На площадях стояли скульптуры богов-покровителей, политиков, победителей олимпиад, поэтов. В школах молодые граждане изучали по папирусным свиткам поэмы Гоме́ра и Верги́лия, философию Плато́на и Сене́ки, логику Аристо́теля, риторику Цицеро́на, естествознание Пли́ния, математику Евкли́да, механику Архиме́да и Витру́вия, медицину Гиппокра́та и Гале́на, астрономию Птолеме́я, географию Страбо́на, историю Геродо́та и Таци́та. Все эти достижения античной культуры олицетворяли силу и могущество Римской империи — «царство» цезаря-кесаря — первого среди римских граждан. (П Да, это «царство кесаря»!)

В то же время в недрах римского общества вырастала новая религия и связанная с ней культурная традиция — христианство. (В А это, очевидно, «царство Божье»? Чем оно отличается?) В общинах первых христиан передавали из уст в уста рассказы о том, что в годы правления императора Тибе́рия Иисус Христос — сын Бога и Девы Марии — проповедовал в провинции Иудее о Новом Завете (договоре) Бога и людей. Иисус учил, как избавиться от грехов (злых дел) и спасти свои души для вечной жизни в Царстве Божием. За эту проповедь римские и иудейские власти осудили Христа на казнь — распятие на кресте. (В А что их не устраивало?) Согласно вере христиан на третий день Иисус воскрес из мёртвых. Его ученики понесли по миру новую веру всем людям — и римлянам и иудеям, и богачам и беднякам, и свободным и рабам. (П А ведь у римлян раб — не человек!)

Христиане не приносили кровавых жертв богам. Они желали «возлюбить единственного Бога всем сердцем своим». (П Ещё отличие!) Вопреки римским традициям «народами править, силой смиряя надменных», первые христиане стремились «возлюбить ближнего своего, как самого себя», «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с ними», «прощать врагов своих», «делать добро ненавидящим их», «любить и быть милосердными». (П Вот самое главное!)

Достижения античного искусства

Фрески, мозаики, скульптуры изображали красоту природы и людей: свет и тени подчёркивали изящные формы человеческого тела, перспектива лугов и лесов — величие жизни. Запечатлённое художником движение отражало нежность влюблённых, тоску разлучённых, радость победителя, раздумья философа.

Римский Пантеон

На этом тексте самостоятельно отработай порядок продуктивного чтения: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Смена миров

    Выдели главные перемены, произошедшие в античном мире к концу IV века.

В III веке в ходе гражданских войн часть городов была разорена, граждане теряли имущество и свободу. Многие из них становились коло́нами — зависимыми тружениками в хозяйствах крупных землевладельцев. В О Потеряв уверенность в незыблемости римского порядка, лишившись безопасности земной жизни, многие римляне обращались к христианской вере, дающей надежду на спасение души после смерти. П

Римская империя к концу IV века

В 313 году император Константин (перенёсший столицу во Второй Рим — Константинополь) разрешил христианам свободно поклоняться своему Богу. П В 325 году был созван 1-й Вселенский собор, на который съехались руководители христианских общин — епископы. Они составили и изложили в краткой форме основы христианского вероучения: единство Бога в трёх лицах (Отец, Сын и Святой Дух), вера, что Христос одновременно Бог и человек, и другие. На последующих Вселенских соборах было определено, кто и как будет управлять христианской церковью (общиной верующих), Библия (собрание книг Ветхого и Нового Заветов) закреплена как главная христианская священная книга, приняты единые христианские обряды. Ещё 60 лет старая и новая вера сосуществовали в империи. Лишь в 380-х годах по приказу императора языческие храмы были разрушены или превращены в христианские церкви, старым богам перестали приносить кровавые жертвы и проводить в их честь Олимпийские игры. П

К концу IV века античная цивилизация начала превращаться в христианский мир.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru