Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 4. Особенности католической Европы. X—XV века

§ 13. Феодальный мир (продолжение)

звук сигнальной трубы

Раздаётся звук сигнальной трубы — две группы всадников на арене ощетинились турнирными копьями (без острых наконечников) и понеслись друг на друга. Раздался треск ломаемого оружия, послышались крики раненых и довольный вопль толпы. Победителем засчитан тот, кто выбил из седла наибольшее количество рыцарей, сам при этом усидев на коне. Ему вручён великолепный щит, а одна из знатных дам подарила вышитый ею шёлковый платок. Завтра турнир продолжится, рыцари будут участвовать в поединках, и на рукаве сегодняшнего победителя все увидят её подарок.

Рано утром в церковь приезжают епископ и сеньор отца — благородный граф. После торжественной мессы (богослужения) юношу облачают в доспехи, опоясывают мечом. Благородный граф вынимает из ножен свой меч и, держа его плашмя, трижды касается плеча юноши со словами: «Во имя Божие я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен!» Сословие рыцарей пополнилось ещё одним воином! В сопровождении гостей молодой рыцарь отправляется в замок отца.

На большой поляне перед замком царит оживление — готовится турнир в честь юного рыцаря. Победитель турнира вместе с почётными гостями приглашён в замок на пир. Гостям подадут жареного оленя, кабана, затем жареных павлинов и лебедей, кроликов, пироги с мясной начинкой, рыбу. Все яства приправлены дорогими заморскими пряностями — перцем, мускатным орехом, гвоздикой, имбирём. На столе нет привычных нам тарелок и вилок — перед каждым лежит большой круглый хлеб, на который можно положить понравившийся кусок, а есть можно прямо с ножа или руками. Теперь пришёл черед бродячих актёров: звучит весёлая музыка, акробат ходит по залу на руках, фокусник «глотает» огонь. В сумерках, когда умолкает суета беспокойного дня, под каменными сводами замка звучат песни поэта-трубадура о любви рыцаря к прекрасной даме, о славных подвигах отважных героев.

Трубадур

«Чтоб крестьяне не жирели...»

    Чем отличались от прочих сословий образ жизни, права и обязанности сословия крестьян? Почему крестьяне долгое время оставались в бесправном положении? Сделай вывод о причинах конфликта сословий.

Полюбовавшись издали на развлечения господ, крестьяне возвращаются в деревню. Вот показались деревянные хижины под соломенными крышами. Из-за редких плетней выглядывают сараи для сена, житницы для зерна, помещения для скотины. Дома ждёт ужин — молоко с хлебом или кашей. Поев, родители и дети укладываются спать на одно общее соломенное ложе. С раннего утра хозяйки выгоняют коров на пастбище крестьянской общины. Многие отправляются на свои поля и виноградники. Часть крестьян уходит на барщину — работать на господина, хозяина окрестных земель. Кто- то будет пахать, кто-то — расчищать дороги, чинить мост, таскать камни для починки замковой стены.

    Крестьянские работы

Небольшая группа людей, ведя за собой волов, впряжённых в телеги, направилась к замку феодала. С тех пор как в соседнем городе стали регулярно проводиться ярмарки, у крестьян появились мелкие деньги, но они недолго задерживались в их кошелях — барон запретил крестьянам печь хлеб и подковывать лошадей в деревне, а приказал за плату пользоваться своей мельницей, хлебопекарней и кузней. А надо ещё заплатить подушную подать (с каждой души, то есть с человека), подымную подать (с дыма, то есть с печки, которая была в каждом доме). В эту весну крестьянам пришлось оплатить траты господина, связанные с посвящением в рыцари его старшего сына. А в прошлом году барон попал в плен к соседнему феодалу, и крестьяне должны были выкупать его «всем миром». На будущий год назначена свадьба дочери барона. По обычаю и это относится к тем случаям, когда крестьяне должны приносить «дары» для господского пира.

Чтоб крестьяне не жирели, чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год всех держать их в чёрном теле!

    (Из песни трубадура конца XII века)

В воскресные дни над деревней разносится звон церковного колокола. Крестьяне наряжаются в лучшие свои одежды и идут в католический храм. Как и все жители Западной Европы, они внимают проповеди священника, каются в своих грехах, вкушают освящённый хлеб, причащаясь Богу. Люди платят церковную десятину священникам как своим заступникам перед Господом, верят, что без совершаемых ими крещений, венчаний, отпеваний души людские захватит дьявол и они вечно будут гореть в аду. Если кто-то хочет научиться грамоте, то идёт к священнику. Увечные и одинокие старики находят приют в монастырях. Больные в надежде исцелиться отправляются к известной на всю округу могиле святого чудотворца или в собор, где, по преданию, в специальных сосудах хранятся святые мощи (частицы тел): ноготь святого, волосы апостола, капли крови или пота, пролитые Иисусом на кресте.

Случается, что в деревню заходят бродячие актёры потешить бедный люд. Под скрипку дрессировщика пляшет медведь, а певец-балагур поёт куплеты о том, как хитрый заяц обманул глупого жадного волка. Крестьяне хохотали — каждый узнавал в волке ненасытного феодала, а в зайце - сметливого простолюдина.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru