|
|
|
Глава 4. Особенности католической Европы. X—XV века
§ 15. Культура католического мира (продолжение)Люди Средневековья плохо знали тот реальный мир, в котором жили. Географические карты были приблизительными, дальние страны населялись чудовищами и «людьми с пёсьими головами». Появились исследователи-алхимики, которые мечтали найти «философский камень». По легенде, он был способен превращать в золото любой металл. «Философский камень» так и не нашли, но алхимики сделали ряд других открытий: получили неизвестные до тех пор химические соединения, кислоты, щёлочи, минеральные краски, создали приборы для проведения опытов. В Оксфорде профессором богословия был Ро́джер Бэ́кон (1214-1294), который считал, что в основе знания должна лежать не вера, а разум и опыт. Он посвятил много времени изучению физики и химии и предположил, что человек способен создать корабли, которые «могут обходиться и без гребцов», «повозки, передвигающиеся без животных и с невероятной быстротой», «летательные машины, где человек сидит внутри и вращает хитроумное приспособление». Церковь осуждала его идеи, он даже получил 12 лет тюрьмы за критику духовенства. В католических городах появились университеты, в которых развивалась научная мысль. Дотянуться до небесВыдели отличия готического стиля от романского. Какие, на твой взгляд, явления литературы и архитектуры свидетельствуют о развитии церковной культуры, а какие — светской? Сделай вывод о роли разума и веры для сознания европейцев Средневековья. В солнечной Италии, в землях, где сильнее всего ощущалась связь с погибшей Римской империей, возрождалась архитектура, во многом похожая на римскую. Стены, облицованные белым мрамором, круглые арки, массивные колонны — всё напоминало о былом величии древней империи. Новые соборы романского (то есть римского) стиля стали строить в Германии, Франции, Англии. В X—XI веках величавые соборы- крепости возвышались на путях следования паломников, в монастырях, крупных городах. Под их стенами усталые путники, странствующие монахи, крестьяне из окрестных деревень могли хоть ненадолго почувствовать себя в безопасности. Романский храм напоминал внушительный корабль — без лишних деталей, но основательный и надёжный, в котором каждый мог найти спасение. В соборах X века впервые после падения Западной Римской империи появились каменные скульптуры. Мастера высекали из мрамора фигуры Христа и его апостолов, ангелов и демонов, святых и простых людей. Скульптуры и росписи передавали сюжеты Священного Писания малограмотным прихожанам, и потому соборы Средневековья часто называли «каменными книгами». Отражаясь от мощных стен и полукруглых сводов, в храмах звучали торжественная орга́нная музыка и духовные песнопения.
Между тем рыцари и горожане отдавали всё больше предпочтений звучащей вне храмов светской музыке трубадуров, которые воспевали не любовь к Богу, а обычные человеческие чувства любви мужчины и женщины. Жизнь в растущих городах становилась всё более непохожей на идеал церковных проповедников. Купцы и ремесленники уже не считали грехом богатство, нажитое своим трудом. «Время — деньги», — говорили они и устанавливали на городских башнях механические часы.
Горожанам стало не хватать разыгрывающихся в церквах представлений по богослужебным текстам, и они сами стали сочинять пьесы и разыгрывать их на ступенях соборов, играя роли чертей, а священникам оставляя роли ангелов. Со временем на специальных помостах стали разыгрывать целые мисте́рии — большие спектакли с участием новых персонажей — рыцаря, девушки-крестьянки, шута. Специальными техническими трюками добивались, чтобы из пасти дракона вырывался огонь, Христос «ходил» по воде, чучела овец «согревали дыханием» новорождённого Иисуса. Во время городских праздников-карнавалов горожане прятались под масками древних языческих персонажей.
По заказу городов стали строиться новые соборы, отличающиеся от романских. Теперь в их очертаниях виделась не римская незыблемость, а стройность кораблей варваров- норманнов. Позднее этот архитектурный стиль и все средневековое искусство получили название «готика», по имени одного из варварских племён — готов. Высокие остроконечные башни, вытянутые стрельчатые окна, изящные колонны придавали лёгкость огромным зданиям. Из европейских университетов выходили архитекторы, которые создавали смелые проекты разных по деталям, но одинаково устремлённых ввысь зданий.
|
|
|