|
|
|
Глава 5. Страны католической Европы. XI—XV века
§ 19. Итальянское Возрождение (окончание)Красота жизниОбъясни, чем средневековое искусство отличается от ренессансного. Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья. Художники итальянского Возрождения стремились воплотить то, о чём писали гуманисты, — соединить в образе человека красоту тела и души, чувств и мыслей, сочетать христианскую веру с античными образцами искусства и точными научными расчётами. Над городами Италии поднялись высокие купола соборов Возрождения, по грандиозности напоминающие древнеримский Пантеон.
Скульпторы и художники стали изображать святых, Богородицу и Иисуса как прекрасных возвышенных людей в обстановке обычной земной жизни. Поэтому значительно меняются приёмы изображения — появляется светотень, в картины вводится пейзаж, правильно передаётся человеческое тело (со всеми мускулами, костями, жилами). Художники теперь пишут не только фрески. Раньше перед работой на стене художники делали наброски на куске ткани, который потом прикреплялся к месту будущей росписи. В эпоху Возрождения на тканях (холстах) стали писать красками портреты, пейзажи, так появилась станко́вая живопись — картины, полотна. Но самым значительным фактом считается использование в живописи прямой перспективы. Она позволяла делать изображения более реалистичными, разделяя события на картине на передний и задний план, определяя размеры тел и отчётливость фигур в зависимости от расстояния.
Впервые многие нововведения в живописи использовал Джо́тто. В своих многочисленных фресках мастер вводит пейзажный фон. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твёрдую почву под ногами. И хотя они ещё малоподвижны, в них видно стремление передать естественность движений человеческого тела. В XV веке всё это вполне удаётся итальянским художникам, причём помимо христианских сюжетов они вновь стали отображать героев языческих мифов и легенд. Так, на картине Боттиче́лли «Рождение Венеры» богиня любви и красоты, беззащитная и чистая, выходит на земной берег из морской раковины. Скульптор Донате́лло возродил традицию античной круглой скульптуры (обработанной со всех сторон). Благодаря ему вновь появились скульптурные портреты, конные статуи и изображения обнажённого человеческого тела. Для фонтана дворца правителя Флоренции банкира Медичи Донателло сделал статую библейского героя - пастуха Давида. Юноша спокойно опирается на голову великана, которого только что сразил камнем, запущенным из пращи.
Огромная роль в формировании ренессансной культуры по- прежнему принадлежала церкви. Она оставалась крупнейшим заказчиком произведений искусства. Папа Римский покровительствовал гуманистам — мыслителям, поэтам, художникам, раздавая им почётные должности при папском дворе. Сравниваем свой вывод с авторским
Ключевые слова: Возрождение, гуманизм, Данте. Применяем знания Составь список признаков с иллюстрациями (в любом текстовом редакторе), по которым в любом музее можно отличить средневековые произведения от произведений Возрождения.
|
|
|