|
|
|
Глава 5. Страны католической Европы. XI—XV века
§ 19. Итальянское Возрождение (продолжение)
Нашествие немцев из-за Альп многие итальянцы сравнивали с набегами варваров во времена Древнего Рима. В Италии многое напоминало о наследии великой греко-римской цивилизации: перестроенные храмы, полуразрушенные стадионы, цирки. Многие горожане стали разыскивать античные рукописи, извлекать из земли и восстанавливать древние статуи, украшения. В XIV—XV веках состоятельные итальянцы начинают возводить трёхэтажные кирпичные дома, украшенные по римским образцам мраморными арками и колоннами, мозаиками и фресками. Отвергая церковные проповеди о низменной греховности людей, образованные итальянцы стремились возродить веру в безграничные возможности человека, о которых они читали во вновь открытых античных рукописях. Не случайно последние века Средневековья в Италии стали называть эпохой Ренессанса, что по-русски означает - эпоха Возрождения. Новая культура Возрождения зарождалась в свободных и богатых итальянских городах. Величие человекаСравни гуманизм Возрождения и аскетизм Средневековья — в чём принципиальная разница? Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья. Человеком, обозначившим рубеж между Средневековьем и Возрождением, называют уроженца Флоренции Да́нте Алигье́ри (1265—1321). Он учился в Болонском университете, увлекался поэзией, неоднократно сражался за Флоренцию в войнах, избирался в правительство Флорентийской республики. Однако его противники изгнали Данте из родного города, он был вынужден жить на чужбине и умер на улице в Равенне. В своих размышлениях он писал: «Горек чужой хлеб и круты чужие лестницы». Поэт безнадёжно был влюблён в красавицу Беатриче, которая рано умерла. Признание и слава пришли к нему только после смерти, когда по Европе разошлась его «Божественная комедия». В этой поэме Данте описал средневековые представления о божественном устройстве мира, но впервые сделал это не на латыни, а на языке повседневной жизни — на итальянском. Впервые поэт говорил не столько о величии Господа, сколько о способности простого человека собственными силами противостоять сложной жизненной ситуации. Для него совершенно не важны степень знатности и богатства человека. Впервые, после падения античной культуры, Данте воспевает в человеке личность гордую и независимую. Многих итальянских поэтов и художников, писателей и архитекторов, политиков и купцов объединяла эта вера в величие человека. Их идеалом стала раскрепощённая творческая личность, в которой сочетается красота тела и души, чувств и мыслей. Таких людей стали называть гуманистами (от латинского слова — «человеческий»). К числу лидеров гуманизма относится Франче́ско Петра́рка (1304—1374).
Петрарка — сын изгнанника, выдворенного из Флоренции. Его детство и юность прошли в разных итальянских городах, но ни один из них не смог стать для него родиной. Родина Петрарки — это вся Италия. Ещё молодым человеком он решил стать священником. Это позволило ему получить хорошее образование и много путешествовать по Европе. Через год после принятия духовного сана (при котором католику запрещено жениться) Петрарка встретил Лауру — женщину, ставшую любовью всей его жизни: «Любовь к ней, несомненно, побуждала меня любить Бога». Своей возлюбленной он посвящает множество стихов, в которых раскрывает богатый мир своих мыслей и чувств, воспевает красоту земной женщины и любовь к ней, даже если она остаётся неразделённой.
Петрарка был страстным любителем и коллекционером древних рукописей. Людям своего времени он объяснял, что христианский мир и античная культура не противостоят друг другу, что овладение всем богатством культуры открывает путь к истине. Почитатели Петрарки в Риме увенчали его лавровым венком, так же как в античную эпоху награждали великих поэтов. В науке, религии и искусстве гуманистов интересовала прежде всего личность человека.
|
|
|