Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 1. Запад христианского мира. V—X века

§ 2. Рождение феодальной Европы

    Определяем проблему урока

Представь, что в современном мире ты — ученик 6-го класса — видишь, как по дороге едет дорогая машина явно очень богатого человека или кортеж машин с «мигалками», сопровождающий высокопоставленного чиновника. Увидев их, снимаешь ли ты шапку, падаешь ли на колени?

Почему этот вопрос вызвал у тебя возражения и возмущение?

Сравни своё утверждение с тем, что можно было увидеть в средневековой Европе.

Справочные сведения

Когда по средневековым дорогам проносились на лошадях знатные рыцари, крестьяне падали на колени и кричали: «Слава господину нашему!»

Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос (проблему) надо решить на этом уроке? Сравни свой вариант с авторским (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Чем первобытное общество отличается от цивилизации?

Объясни значение слов: собственность, рыцарь, монастырь.

Когда происходило Великое переселение народов и как оно повлияло на Западную Европу? (Введение) Кто и когда объединил средневековую Западную Европу? (§ 1)

    Решаем проблему, открываем новые знания

«Нет человека без господина!»

    Из каких групп населения в Средние века сложились слои землевладельцев и зависимых крестьян? Сделай вывод — почему люди Средневековья были не равны в правах?

Во времена варварских королей во владениях потомка римских аристократов могла произойти такая сцена.

...Во дворе усадьбы господина тесно, крепкие каменные стены укрыли его людей от разбойничьей шайки, что появилась в соседних лесах. У ночного костра завязалась беседа:

— Мой дед рассказывал, что наша семья была не бедной, у нас был свой дом в городе. Он сам и вся семья пекли хлеб для добрых людей. Но пришли варвары, разрушили дом и пекарню. Люди бежали из города, продавать хлеб стало некому, да и печь не из чего, муку больше никто не привозил. Пришлось идти к этому господину, он дал нашей семье землю и разрешил построить на ней жилище. Деду пришлось учиться пахать и сеять, а часть урожая отдавать хозяину.

— А мои предки были рабами, несколько поколений которых работали на этой вилле. Наш господин решил, что лучше дать рабам немного земли, чтобы они сами себя кормили. Теперь у нас есть свои хижины, можно завести семью. За это 5 дней в неделю мы работаем на земле господина.

Слияние варварского и римского общества

— А наши предки были свободны, они пришли с Хлодвигом и обрадовались вашей урожайной земле. Построили деревню, сообща владели землёй, ходили на войну в королевском войске. Но однажды в битве с арабами погибли почти все наши отцы-кормильцы, а на другой год ранние холода уничтожили урожай. Пришлось нашим семьям стучаться в ворота этой усадьбы и просить: «Испытывая повседневную нужду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнули мы к благочестию вашего могущества, дабы дали вы нам... земли для обработки в поместье вашем. Обещаем никакого ущерба земле не наносить, но во всём поступать вам на пользу. Платежи ежегодно вносить обязуемся. Если же что-нибудь из обещанного осмелимся нарушить, вы будете иметь полное право с земель нас изгнать и снова распоряжаться ими по своему праву, как должно».

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru