Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 6. Судьбы средневековых цивилизаций

§ 23. Дальневосточный мир Китая и Японии (окончание)

По законам императора все китайцы были объединены в общины (сельские, ремесленные, торговые). Общинами руководили и собирали с них налоги чиновники империи. Они всегда должны были помнить, что благополучие тружеников является условием полноты казны и спокойствия в государстве. Поэтому по заветам Конфуция чиновник — это не только «благородный учёный муж», но и поэт, способный через ритмические строки стихов соприкасаться с силами, управляющими Вселенной. Он должен быть справедливым, бескорыстным, готовым пожертвовать всем ради общего блага. Чтобы чиновники соответствовали всем этим условиям, их отбирали с помощью государственных экзаменов, которые имел право сдавать любой человек. Сотни претендентов должны были красивыми иероглифами написать сочинение об искусстве управления государством, цитировать по памяти Конфуция и других мудрецов, показать знание ритуалов и долга человеколюбия. Лишь лучшие из лучших получали звание чиновника, место на службе и долю от государственных налогов. Часто жители деревни объединёнными усилиями оплачивали образование наиболее способным детям в расчёте на их будущее покровительство. В то же время в народе родилась поговорка: «Государственные управы глубоки, как море, а злоупотребления в них высоки, как небо».

В X—XII веках из-за злоупотреблений чиновников и нехватки земли начались крестьянские восстания. Поднебесная империя вновь распалась. К 1279 году весь Китай был завоёван монголами. Их династия Юань, прославившаяся своей жестокостью, была свергнута только в 1368 году в ходе восстания, организованного тайным буддистским обществом «Белый лотос». Вождь восставших земледельцев стал основателем династии Мин (что значит «светлая»).

В Средние века Китай представлял собой могущественную державу, основанную на конфуцианских традициях.

Страна восходящего солнца

К кому и почему ближе японское общество — к средневековому Китаю или к католической Европе? Сделай вывод о близости Китая и Японии.

В VI веке на островах к востоку от Китая — там, где над океаном встаёт солнце, — вожди племени ям?1то начали объединять многочисленные японские племена. К концу VI века на Японских островах складывается первое государство. С помощью переселившихся из Китая знатоков конфуцианства вождь-правитель Сётоку-тайси в 604 году издал законы. В них объявлялось, что младшие должны подчиняться старшим, а правитель государства обладает верховной властью, не ограниченной ни племенными собраниями, ни знатью. Вскоре правителя стали называть «те́нно» (императором), то есть Сыном Неба, и считать потомком японской богини солнца Аматэрасу — живым Богом на Земле. Все рисовые поля земледельцев объявили собственностью императора-тенно, и за их использование стали собирать налог рисом. В VII-VIII веках императоры приглашают в Японию китайских ремесленников, конфуцианских мудрецов, буддийских и даосских монахов, а молодых японцев отправляют учиться за море. Записи в документах делались только китайскими иероглифами. В 710 году по китайскому образцу был выстроен город-столица Нара с многочисленными дворцами, проспектами, храмами, монастырями.

Ворота «тории» (птицы) - синто- Даосский и буддийский монахи истское святилище

Однако, заимствуя китайские достижения, японцы следовали правилу «Китайская премудрость — японская душа!» Три великих учения Китая соединялись в Японии с местной языческой религией синтои́змом («путь богов»). Это была вера в духов, населяющих всю природу: во́ды, горы, деревья. Поэтому японские художники, поэты, буддийские монахи искали пути слияния с природой, с её ускользающей красотой. Так сложилось искусство икеба́ны — составления букетов, где каждый цветок наделён своим, особым значением. Так появилось искусство создания садов камней, где каждый камень, площадка песка, куст отображают мысли мудреца о вечности природы и смысле жизни. Японцы стали изображать буддийских святых многорукими, чтобы они успевали отгонять демонов и делать добрые дела. Буддистский обычай пить чай во время долгих медитаций превратился в японскую чайную церемонию общения людей разного общественного положения. На основе китайских иероглифов изобрели азбуку для передачи слов японского языка.

Золотой павильон XIV в.

Тем не менее в полуплеменной Японии императорский двор не мог обучить и прокормить большое число конфуцианских чиновников. Областями от имени императора наследственно управляли знатные роды, у которых в этой округе стояли большие крепкие дома, окружённые деревнями зависимых земледельцев. Уже в IX веке сложился обычай, по которому император вступал на престол в малолетнем возрасте и передавал права управления главе могущественного рода землевладельцев — Фудзива́ра. Когда же император взрослел, он отрекался от престола в пользу малолетнего наследника и уходил в буддийский монастырь. Многим знатным родам не нравилось возвышение Фудзивары, а тут ещё и земледельцы, недовольные поборами, стали уходить из частных владений. Для борьбы с повстанцами и друг с другом знатные роды землевладельцев стали набирать дружины воинов-саму́ев. С каждого желающего служить брали клятву верности, похожую на конфуцианские правила безусловного подчинения старшему — господину. По сложившемуся кодексу чести самурай должен был владеть всеми видами оружия и боевыми искусствами, быть готовым выполнить любой приказ, отдать жизнь за господина, а в случае своего поражения - вспороть живот по особому обряду (хараки́ри).

    самураи

В XI—XII веках Японию раздирали войны между дружинами самураев разных знатных родов. Победу одержал род Минамс) то, глава которого в 1192 году был объявлен сёгуном — военным правителем при божественном императоре. Сам император, окружённый почитанием, как живой Бог, обитал в великолепном дворце, но деньги на его содержание выдавал теперь сёгун. В Японии начинают расти торгово-ремесленные города, в которых создаются книги, украшения, здания, пропитанные традициями буддизма, конфуцианства, даосизма, переосмысленными японцами на свой лад.

    Сравниваем свой вывод с авторским

В Средние века вокруг Китая складывается разнообразный культурный мир дальневосточной цивилизации.

Ключевые слова: дальневосточная цивилизация, конфуцианство, даосизм, буддизм.

    Применяем знания

Продолжи заполнять таблицу «Особенности средневековых цивилизаций» (см. задания в конце главы 4).

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru