Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 2. Восток христианского мира. V—XI века

§ 7. Раскол христианского мира (продолжение)

На Востоке существовало одно крупное государство - Византийская империя, глава которой считался верховным правителем всего христианского мира. При этом самостоятельных церквей на Востоке было несколько, и каждой управлял свой патриарх. По представлениям византийцев Господь разделил власть над людьми поровну между императором и патриархом Константинопольским. Императору досталась власть над телами подданных, а патриарху — над их душами. Только согласие и сотрудничество, или, как говорили византийцы, симфония (созвучие) между императором и патриархом, обеспечивали мир в государстве и благоденствие подданных.

    Папа Римский

На Западе правители разных государств искали поддержки у Папы Римского, который один был главой всей Церкви на Западе. Сами папы в то же время были светскими правителями области вокруг Рима и держались независимо от византийских императоров. По преданию, церковь в Риме основал первый ученик Христа — апостол Пётр. Поэтому папы считали, что обладают верховной духовной властью во всей церкви — и на Востоке, и на Западе, а также верховной светской властью над государями всего христианского мира. На соборе епископов в 870 году западные и восточные епископы открыто спорили и обвиняли друг друга в нарушении основ христианской веры и церковных правил. Эти разногласия с трудом удавалось улаживать.

Год раскола

    Какие, на твой взгляд, качества нужно было проявить патриарху и Папе Римскому, чтобы предотвратить раскол? Сделай вывод по проблеме.

В середине XI века в Южной Италии и Сицилии, находившихся под управлением патриарха Константинопольского, посланники Папы Римского начинают распространять порядки и обычаи Западной церкви. Возмущённый этим вмешательством патриарх Михаил Керуларий направил Папе письмо, в котором осудил обряды Римской церкви. По мнению патриарха, западные христиане впадают в опасное заблуждение, так как причащаются «опресноками» (пресным хлебом), «бреются, соблюдают субботы, скверноядят... сотворили прибавку ко святому Символу (веры), рассуждая злостно и опасно. епископы, выходя на сражения, пятнают свои руки кровью и против себя возбуждают души». В ответ патриарх получил письмо Папы Льва IX, который утверждал, что его власть превыше власти любого царя или патриарха.

    Константинопольский патриарх

Тем не менее Папа Римский хотел получить от византийского императора Константина Монома́ха помощь в борьбе с норманнами, которые совершали набеги на Италию. Для заключения союза в 1054 году в Константинополь были направлены посланники Папы Римского во главе с кардиналом Гу́мбертом. В письме, которое они передали императору, Папа жаловался на несговорчивость патриарха и выражал надежду на поддержку.

После этого Гумберт и его спутники отправились к патриарху Михаилу Керула́рию. По его словам, они вошли с «высокомерием, хвастовством и дерзостью. не обратились ко мне ни с какой приветственной речью, нимало не склонили свои главы, не сделали обычного поклона ни нам, ни восседающим за нами митрополитам, но. показали тем самым свою собственную гордость». В напряжённой тишине Гумберт зачитал послание Папы Римского Льва IX патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию:

— Римская церковь такова, что если какая-либо другая церковь на земле по гордости не согласна с ней в чём-либо, то подобная церковь перестаёт называться и считаться церковью, — она ничто!

Михаил Керуларий (про высокомерные поступки которого греки говорили: «словно он бог, идущий по небу») назвал действия послов «величайшим безумием» и отказался от переговоров. Тогда послы Папы 16 июля 1054 года вошли в знаменитый храм Святой Софии и прямо во время богослужения положили на алтарь грамоту об отлучении патриарха и всей Восточной церкви. На следующий день папские посланники покинули Константинополь.

В ответ на это патриарх Михаил созвал собор восточных епископов, на котором, в свою очередь, были преданы проклятию кардинал Гумберт и его спутники. На соборе было сказано:

— Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или, лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину.

Все восточные патриархи поддержали Михаила Керулария и разорвали отношения с Римской церковью. За восточнохристианской церковью постепенно закрепилось название православной, то есть истинной, а за западнохристианской — католической, или вселенской.

В 1054 году произошёл окончательный раскол христианского мира на католиков и православных.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru