|
|
|
Глава 2. Восток христианского мира. V—XI века
§ 7. Раскол христианского мира (окончание)Взгляды друг на другаВ тетради заполни таблицу «Отличия двух ветвей христианской церкви»:
Сделай вывод о причинах раскола христиан. В XII веке православный русский купец, приезжая в соседнюю католическую Польшу с обозом мехов на продажу, мог многому удивиться. На улицах слышалась понятная славянская речь, над городом высились знакомые кресты христианского храма, но, войдя в храм, православный мог подумать, что там служат другому Богу. Вместо привычных икон стены украшают скульптуры святых, напоминающие недавно запрещённых языческих идолов.
Священник ведёт литургию (воскресную службу) на непонятном большинству прихожан латинском языке. Но вот наступает главный момент — блюдо с хлебами и чаша с вином стоят на алтаре, люди молятся, вспоминая о страданиях Иисуса на кресте, слова Господа о хлебе и вине: «Вот Тело Моё, вот Кровь Моя, за многих изливаемая» для искупления грехов. Все знакомо православному. В этот момент хлеб и вино на алтаре претворяются в Тело и Кровь Христа — «духовную пищу», вкушая которую человек причащается к Богу, сжигает в себе зло и может почувствовать присутствие в себе Христа, подающего ему надежду на спасение души. И тут православный замечает, что католический священник сам причащается глотком вина и кусочком хлеба, а простым верующим выносит из алтаря только хлеб. Да и сами эти хлебцы — пресные, испечены без дрожжей, не так, как принято на православной родине купца!
В похожей ситуации оказывался и католический купец из Италии, прибывший по морю в Византию перекупить шёлк или пряности. Заходя в церковь, он замечает, что не только простые верующие, но и священники здесь не бреют гладко лица, а носят густые, отталкивающие взгляд католика бороды. В разных местах храма люди молятся перед иконами — это привычно католику, но, разобрав слова греческой речи, он поражается. Православные молятся не просто изображённым на иконе святым, но и самой иконе, называя её чудотворной! На взгляд католика, это очень похоже на моление языческим идолам. Вот священник крестит в купели с водой новорождённого младенца — большая радость: ещё одним христианином становится больше! Но что происходит дальше? Во время литургии этому младенцу дают причаститься кусочком хлеба и капелькой разбавленного вина. Как это странно! В католических странах первое причастие ребёнок принимает не ранее 7 лет, когда может кратко объяснить смысл христианской веры и понять суть таинства богослужения. Но вот служба закончилась, все выходят из храма. К священнику подбегают дети и подходит женщина, которая обнимает его! Как — это его жена?! Ничего подобного не может быть на родине католического купца — человек, посвящающий себя служению в церкви, как и монах, не имеет права жениться. Ко всем этим церковным различиям добавлялись и отличия в общественной жизни, в государственных порядках. Граница церквей стала границей двух средневековых цивилизаций. К XII веку католическая цивилизация Западной Европы охватывала романоязычные и германоязычные народы, венгров, часть славян. Православная цивилизация — греков, часть славян, румын и некоторые народы Кавказа. Сравниваем свой вывод с авторским
Ключевые слова: 1054 г., католическая цивилизация, православная цивилизация. Применяем знания Какую дополнительную запись про цивилизации христианского мира ты можешь сделать в таблице «Особенности средневековых цивилизаций» (с. 74)?
|
|
|