|
|
|
Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. VII—XIII века
§ 9. Рождение исламского мира (продолжение)
В 638 году арабы захватили столицу Ирана — Ктесифон. Арабский халиф вошёл в тронный зал иранских шахиншахов — у его ног расстилался драгоценный ковёр, так искусно расшитый цветами, что даже зимой казалось, что во дворце весна. Впереди сверкали золотом и драгоценными камнями трон и корона шахиншаха. Халиф не стал возлагать на себя корону, а ковёр повелел разрезать на множество полосок, чтобы каждый воин, согласно указанию Корана, получил свою долю добычи. Однако уже третий халиф — Осма́н — стал одеваться в шелка и золото, а выборы халифов простыми мусульманами прекратились.
Недовольные этим стали сопротивляться, и мусульманская община разделилась на множество течений и групп. Подавляя их восстания, халифы продолжили завоевания новых земель, захват добычи и богатств. До конца VII века были завоеваны весь Иран и Северная Африка, в начале VIII века - Средняя Азия на востоке и Испания — на западе. Арабский халифат охватил многие земли Азии, Африки и Европы. Дары исламского мираКакие можно выделить отличительные особенности исламской цивилизации (в обществе, хозяйстве и культуре)? Сделай вывод о значении арабских завоеваний. К VIII веку на пространстве от Испании до Индии над древними и новыми городами поднялись купола и полумесяцы мечетей. С высоких башен - минаретов разносились голоса муэдзинов, зовущих правоверных разных народов на молитву Аллаху. В центре этой новой цивилизации — исламского мира — в 762 году была основана новая столица халифата — город Багдад, высоко вознёсший свои стены и минареты над полями и каналами Междуречья. Самым знаменитым багдадским халифом стал Гару́н аль-Раши́д. В водах реки Тигр отражались купола и арки его дворца, где проживало 10 тысяч слуг и стражников. В толчее огромных багдадских базаров слагались сказки о том, как Гарун аль-Рашид, опасаясь измены жён своего гарема, решил каждую ночь брать новую жену, а наутро — казнить её. Однако красавица Шахерезада принялась каждую ночь рассказывать Гарун аль-Рашиду новую сказку, которую она не успевала закончить до рассвета, и заинтересованный халиф всё откладывал и откладывал казнь. Так появились сказки «Тысяча и одна ночь».
Во все стороны от Багдада расходились торговые караваны, везущие по миру товары и серебряные дирхемы (монеты) с изображением халифов. На суше арабы проложили торговые дороги от таёжных лесов Евразии до джунглей Африки, овладели Великим шёлковым путём до Китая. Здесь они переняли искусство выращивания чая, изготовления дешёвой бумаги вместо дорогого пергамента, научились пользоваться порохом и компасом. По морю арабские купцы добирались до Индии, освоив «путь пряностей». У индусов арабы заимствовали цифры (в историю они вошли как «арабские»), научились получать сахар из сахарного тростника, выращивать лимоны и апельсины.
В каждом крупном мусульманском городе строили специальную высшую школу — медресе́. Здесь прежде всего изучался Коран. Это, по представлениям мусульман, знание, дарованное людям самим творцом мира — Аллахом. Постичь его сложно, так как арабские слова имеют множество оттенков смысла, да и человеку невозможно вместить в себя всё величие Вселенной. В то же время установленные Аллахом законы Вселенной необходимы людям для дележа наследства, заключения сделок, измерения земель, проведения каналов, определения времени молитв и поста.
В далёких торговых путешествиях нужно уметь отличать съедобные растения, уметь лечить болезни людей и животных. Для этого десятки учёных переводили на арабский язык сочинения философа Аристотеля, математика и астронома Птолемея, геометра Евклит — да, медика Галина, труды еврейских, персидских, индийских мудрецов. Сын Гаруна аль-Рашида халиф аль-Мамун создал в Багдаде «Дом мудрости», где сами арабы составили множество трактатов по географии, истории, медицине, астрономии, алгебре. За некоторые из них халифы платили авторам столько золота, сколько весили их толстые книги. В каждом мусульманском городе их переписывали в сотнях экземпляров, собирали в библиотеки. Многие из этих книг украшены великолепными миниатюрами неизвестных художников. Для мусульман единственным творцом в мире является Аллах. Поэт, художник, ювелир ничего не создают сами и являются лишь «инструментами» в руках Аллаха, дополняющими мир только тем, что ему угодно.
Исламская цивилизация подарила миру множество культурных достижений.
|
|
|