|
|
|
Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. VII—XIII века
§ 9. Рождение исламского мира (окончание)Наследники халифатаПредставь себя на месте советника одного из султанов средневекового Востока — попробуй ответить на его вопрос: «Почему не все поэты и учёные соглашаются исполнять мои повеления и принимать мои награды?» Сделай вывод о значении арабских завоеваний. К X веку эмиры — наместники багдадского халифа — перестали выполнять его приказы. Мусульманский мир разделился на множество разноязыких государств с постоянно меняющимися границами. Тем не менее арабский язык продолжали изучать в школах-медресе повсюду — от Испании до Средней Азии. Только на нём можно было прочитать божественный Коран, нормы законов шариата, большинство книг. Так, знаменитый мусульманский врач Абу́ Али́ ибн Си́на, известный в Европе как Авице́нна (980—1037), родился недалеко от Бухары в знатной семье, говорившей, скорее всего, на одном из иранских языков. Однако уже в 10 лет мальчик хорошо знал арабский язык, мог не только повторить, но и объяснить многие главы Корана. Увлёкшись медициной, он перечитал всё, что нашлось по этой науке в Бухаре, и сразу стал помогать людям избавляться от боли в костях, желудке, мышцах. В 17 лет Ибн Сина стал придворным врачом бухарского эмира, а в 20 лет — автором многих медицинских книг. Ему присылали письма мудрецы со всего исламского мира, а в ученики к нему поступали даже седобородые старцы. Втайне от властей Ибн Сина вскрывал тела умерших людей, чтобы изучить их строение, понять причины их болезней и смерти. Могущественный султан соседнего с Бухарой города приказал, чтобы Авиценна стал его личным лекарем. Однако врач решил бежать через пустыню и провести жизнь в скитаниях, лишь бы не терять свободы.
В главном труде своей жизни — «Каноне врачебной науки» — Ибн Сина свёл воедино все медицинские знания своего времени, прибавив к ним собственные открытия. Так, он первым догадался, что человеческий глаз видит, потому что улавливает отражённые предметами лучи солнца и светильников, что по пульсу человека можно узнать о состоянии его здоровья, что страшные эпидемии вызывают «невидимые возбудители болезней». Описанные Авиценной способы лечения и лекарства позволяли победить многие болезни, считавшиеся неизлечимыми. «Канон врачебной науки» многократно переписывали и переводили на другие языки.
В XI веке в исламском мире сложилось два культурных центра: Каир — столица египетских халифов, повелевавших в основном арабскими странами, и Исфахан — столица сельджукских султанов — правителей кочевых племён турок-сельджу́ков. Завоевав земледельческие области, они стали смешиваться с местными жителями — таджиками, иранцами, армянами, греками. Так начали складываться современные тюркские народы — узбеки в Средней Азии, азербайджанцы в Закавказье, турки в Малой Азии. В сельджукских владениях творил знаменитый Ома́р Хайя́м (ок. 1048 — ок. 1123) — сын ремесленника-портного, сумевший стать «царём философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» — обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звёздное небо, создал очень точный солнечный календарь (действовавший в Иране до XX века) и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. Когда эмир Бухары хотел побеседовать с учёным мужем, он сажал его рядом с собой на престол! Однажды сельджукский султан предложил Хайяму стать наместником его родного города Нишапура, но учёный ответил на это: «Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу посвятить себя науке и людям». Помимо научных трактатов Омар Хайям сочинял краткие стихи о свободе личности, о тайнах мироздания и смысле человеческой жизни. Эти четверостишия запоминали и рассказывали на базарах, в чайханах, во дворцах и хижинах.
Сравниваем свой вывод с авторским
Ключевые слова: Арабский халифат, исламский мир, мечеть «Купол скалы», Ибн Сина, Омар Хайям. Применяем знания На твой взгляд, какой вклад внесла исламская цивилизация VIII—XI веков в общечеловеческую культуру? Продолжи заполнять таблицу «Особенности средневековых цивилизаций» (с. 74).
Сравни с картиной мира средневековых христиан (с. 24).
|
|
|