Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

О летописном источнике «Песни о вещем Олеге»

Сказание о смерти Олега от коня

Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

Сказание о смерти Олега от коня

И живяше Олегъ миръ има ко всем странамъ, княжа в Киев. И присп осень, и помяну Олегъ конь свой, иже б поставил кормити и не вседати на нь1. Б бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любит и и здиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим въ ум2, си рче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повел кормити й не водити его к нему, и пребы яколико лт не вид его, дондеже3 на грекы иде. И пришедшу ему Киеву и пребывьшю 4 лта, на пятое лто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть конь мъй, его же бхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повел оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мсто, идьже бша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мн?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на гор, еже глаголеться Шековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всх лт княжения его 33.

    1 ...на нь — ни него.
    2 ...прии́м въ ум — подумал про себя, запомнил.
    3 Донде́, донде́же — пока, пока не; когда, как только, как.

* * *

Известный литературовед-пушкинист Сергей Михаилович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пуш кина это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. Но летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на ворогах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него его жена княгиня Ольга.

    4 Перу́н — бог грома и молнии у древних славян.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».

 

 

???????@Mail.ru