|
|
|
О поэме «Мертвые души»
Построение характеров героев в «Мертвых душах»Страница 21 Исходя из этого, Гоголь наделил всех без исключения персонажей первоначальными положительными чертами, которые йотом перевернулись отрицательными. Типизация и одновременно характер у Гоголя строятся таким образом: писатель берет какую-то одну черту и предельно обобщает ее. Все другие черты персонажа группируются вокруг главной и дополняют ее. Эта черта перерастает в страсть, овладевающую всем существом персонажа, и делает его типично странным. Положительное свойство превращается в свою противоположность. Что такое Манилов? Это прекраснодушная, пустая мечтательность, полное духовное и практическое бессилие. Но разве мечтать и при этом быть мягким и добрым человеком дурно? Мечтательность, введенная в границы и не путающая себя с реальностью, не подменяющая реальность собой, качество вполне пристойное. Что такое Собакевич? Ненасытное удовлетворение человеческих низменных, животных потребностей путем медвежьей хватки. Но не заключайте эту хватку в узкие рамки, и она обернется крепкой практической умелостью. Что такое Коробочка? Неумная хозяйственность, тупая расчетливость. Но она может быть умной хозяйственностью, умной расчетливостью. Что такое Ноздрев? Безудержное и безобразное буйство, бесцельная, пустая жажда простора. По разве желать широты плохо? Дайте этой мечте достойную цель, и она предстанет русской ширью, душевной щедростью и удалью. Что такое, наконец, Плюшкин? Гоголь прямо пишет, что в основе его души, его характера — мудрая бережливость, переменившая свою природу и ставшая безграничной скупостью. Положительные качества стали преступными, как в случае с Чичиковым, недостойными человека страстями, которые подчинили себе души и подменили их. Но если возможно превращение качеств души из положительных в отрицательные, то почему невозможен обратный путь — преобразования отрицательных свойств в положительные? Следовательно, Гоголь заранее придумал преображение персонажей, которое совершится в том случае, если усилия самовоспитания и воли будут направлены на возвращение к изначальным положительным свойствам. Смирите страсти, как бы советовал и убеждал писатель, верните их в прежние границы, и вы перемените свое лицо, самих себя. Вы уже не будете смеяться над уродливым образом своей души, искаженным гримасами. Вы увидите, что, преобразив себя, вы преобразите свою жизнь. Вопросы и задания 1. Каков общий замысел «Мертвых душ»? 2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы? 3. Есть ли противоречие в сочетании «мертвые души»? Какие значения скрывает это сочетание? 4. Как замысел «Мертвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя? 5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет? 6. Какова роль гротеска в «Мертвых душах»? 7. Как включается в сюжет поэмы «Повесть о капитане Копейкине»? 8. Подготовьте сравнительную характеристику любых двух персонажей, опираясь на произведение и прочитанную главу учебника. 9. Подготовьте развернутый ответ на один из вопросов: что мы называем художественным временем и художественным пространством в произведениях? Как помогает ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы «Мертвые души»? 10. Проанализируйте один из эпизодов поэмы «Мертвые души» («Чичиков у Собакевичя», «Чичиков у Плюшкина», «Чичиков у Коробочки»). 11. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Фольклор и реальность в произведениях Гоголя», «Историческая тема в произведениях Гоголя», «Гоголь и театр». 12. Рассмотрите иллюстрации к произведениям Гоголя. Какие из них кажутся Вам особенно близкими к авторскому описанию портретов героев? 13. Почему Гоголь не сумел завершить «Мертвые души»? Дайте развернутый ответ-рассуждение.
|
|
|