|
|
|
Обществознание 10 класс
ВведениеДорогие старшеклассники! Вы держите в руках учебник, который поможет вам познакомиться с жизнью современного общества. Вы становитесь старше и можете теперь значительно глубже разобраться в вопросах, которые в 5—9 классах изучали на элементарном уровне. Знакомство с курсом «Обществозна- ние» поможет вам научиться решать проблемы повседневной жизни, которые возникают перед каждым человеком. Вы живёте в условиях, значительно отличающихся от тех, которые в пору своей юности застали ваши родители. В наше время в жизни общества происходят существенные перемены. Возрастают целостность мира и взаимозависимость всех частей мирового сообщества, ускоряются темпы изменений, происходит усложнение общественной структуры. Это относится и к российскому обществу, в котором в конце XX в. начался и продолжается сегодня сложный процесс становления демократии, перехода от несвободы к свободе, от диктата авторитарной власти к самоуправлению, формированию многовариантных взаимодополняющих гибких социальных систем, способных к саморегуляции, самоорганизации. Каждый человек, живущий в нашей стране в XXI в., вступающий в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями гражданского общества, с государством, нуждается в социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром для его деятельности. Без таких знаний невозможно понять всё происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия. Возможно, у тех из вас, для кого приоритетными являются дисциплины естественно-математического или технологического характера, возникнет вопрос: «Зачем я должен вновь возвращаться к обществознанию? Ведь я собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером, математиком, исследователем в области естествознания, техники». Самый лучший ответ на этот вопрос дал в конце XX в. известный учёный в области естественных наук академик Никита Николаевич Моисеев: «Чем больше лет я занимаюсь естественными науками, тем больше мне недостаёт гуманитарного образования, и я могу хорошо проследить, как по мере увеличения моего «гуманитарного ценза» менялась и шкала моих естественно-научных интересов, и шкала ценностей. И такой путь прошли, вероятно, все естественники. Вначале мне казалось, что настоящее дело — это лишь физика, технические науки и, конечно, математика. Постепенно, однако, интересы сдвигались всё больше в сторону проблем, содержащих «гуманитарные составляющие». Теперь, анализируя свой многолетний опыт не только научной, но и педагогической деятельности, я всё больше убеждаюсь в необходимости хорошего изначального гуманитарного образования. Надо заметить, что я не сказал что-либо новое — подобные мысли разделяют всё большее число физиков, математиков, естественников. Думая о будущем, о грядущей эпохе ноосферы, я постепенно склоняюсь к убеждению, что наступающий век будет веком гуманитарных наук... станет веком наук о человеке». Каковы основания для такой оценки? Во-первых, прогресс естественных наук и техники сам по себе даёт не только положительные результаты. Стали очевидны противоречия научно-технического прогресса, сделавшие мир неустойчивым и выдвинувшие на передний план проблему выживания человечества. Достижения в области генной инженерии, физики микромира, электроники и многие другие обострили вопросы этической оценки исследований, гуманитарной экспертизы научно-технических проектов. Прошедший век дал человеку, познающему тайны природы, создавшему великую науку и технику, невиданное могущество, но он же обнаружил тупик, в который заводит его противопоставление себя природе, потеря гуманистических критериев своей деятельности. В этих условиях многие учёные призывают к интеграции естественно-технических и гуманитарных наук, позволяющей решать проблемы человечества комплексно, опираясь как на возможности естествознания, так и на оценки, выдвигаемые обществознанием. При таком подходе возникнет единая картина мира, которая позволит определить ориентиры как научно-технической, так и социально-политической деятельности. Во-вторых, даже увлечённый своей наукой учёный (физик или биолог, химик или математик) не живёт в «башне из слоновой кости», не находится в вакууме, а погружён в общество и, помимо статуса учёного, имеет статус гражданина, не желающего быть лишь объектом воздействия со стороны общества и государства, а стремящегося влиять на них в собственных интересах и в интересах всего общества. Знания и умения, которые даёт курс «Обществознание», понадобятся вам в жизни, а также помогут в изучении общественных дисциплин, имеющихся в учебных планах любых учреждений профессионального образования, куда бы вы ни поступили после окончания школы. Так что усилия, которые вы затрачиваете на изучение настоящего курса, не пропадут, а помогут успешной адаптации к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.
|
|
|