|
|
|
Обществознание 10 класс
Как успешно подготовиться к ЕГЭ (окончание)Выполнение заданий к документам поможет выработать и ещё одно немаловажное для успеха на экзамене умения — иллюстрировать, конкретизировать примерами те или иные теоретические идеи. Например, одно из заданий к документу, представленному к § б, предлагает привести примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни. А на основе документа к § 10 предлагается проиллюстрировать названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры. Задания на конкретизацию, как и экзаменационные задания этого типа, обращаются и к вашему личному опыту социальной жизни. Например, после изучения § 7 при работе с документом нужно ответить на вопрос: «Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Если да, приведите примеры, как вы поступали в таких случаях». Отдельные задания к документам требуют интерпретации того или иного авторского выражения. (Например: «Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?» Или: «Что означают слова «Интернет стал открытым для мира»?») Выполнение таких заданий помогает выработать умения, необходимые для выполнения не только заданий C1—С4, но и задания С9, требующего написания обществоведческого эссе. Существенную помощь для подготовки к экзамену вы получите, работая с рубрикой «Задания». Приведём в качестве примера первое задание к § 5.
Рассмотрите приведённые сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности. Вопросы, связанные с определением видов деятельности и указанием в каждом случае её объекта и субъекта, вполне соответствуют заданиям экзаменационного типа и нередко включаются в различные сборники по подготовке к ЕГЭ. Преимущество использования заданий, помещённых в учебнике, состоит в том, что можно сразу обратиться к тексту параграфа и уточнить, какие выделяются виды деятельности, а также лучше разобраться с понятиями «объект деятельности», «субъект деятельности». В учебник включены материалы, направленные на формирование универсальных учебных действий, в том числе умения составлять развёрнутый план по предложенной теме (задание С8). Допустим, вам следует составить план на тему «Духовная культура и её роль в развитии общества». Духовной культуре посвящён целый раздел учебника. Советуем начать составление плана со знакомства с его структурой, познакомившись с названиями входящих в него параграфов. Это поможет вам определить границы темы и названия некоторых пунктов и подпунктов плана. Однако приступать к составлению плана целесообразнее после внимательного ознакомления с содержанием параграфа «Духовная жизнь общества». Эта работа поможет вам выделить основания для классификации областей, типов культуры, других её структурных компонентов. В результате могут появиться следующие пункты и подпункты плана: области (сферы) духовной культуры: наука, образование, искусство, религия; типы духовной культуры: народная, элитарная, массовая; компоненты духовной культуры: знания, нормы, ценности. Вспомним, что для раскрытия темы в целом нам необходимо показать роль духовной культуры в развитии общества. Для облегчения задачи вновь обратимся к параграфу «Духовная жизнь общества». Выделенные в нём функции духовной культуры могут быть легко преобразованы в соответствующие подпункты развёрнутого плана. Теперь выстроим все отобранные позиции в логической последовательности. В итоге план может приобрести следующий вид: Тема: 1. Понятие «духовная культура». 2. Области духовной культуры: 1) наука;
3. Типы духовной культуры: 1) народная;
4. Что включает в себя духовная культура: 1) знания;
5. Роль духовной культуры в обществе: 1) обогащение, сохранение, передача накопленного опыта;
Надеемся, что при работе с учебником вам удастся реализовать имеющиеся в нём возможности для подготовки к экзамену. Успехов вам в учебной работе и высоких баллов на экзамене!
|
|
|