|
|
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
§ 19. Источники права (продолжение)Виды нормативных актовНормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймёте.) В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения — иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Законодательным органом в нашей стране согласно Конституции РФ является Федеральное Собрание. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации — Основной закон. Итак, закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений. Все законы Российской Федерации по своей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен — только территория субъекта Федерации). В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», образно говоря, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина и субординация (соподчинение). По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы: 1) на самой вершине находится Конституция РФ — Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене; 2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ, — Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции РФ (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене; 3) третья группа — текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. Это, например, Гражданский кодекс РФ («кодекс» в буквальном смысле — «собрание законов», в современном понимании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в Гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам — Конституции РФ и конституционным федеральным законам. Федеральные законы и законы субъектов российской федерацииПоскольку мы живём в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов Российской Федерации. Конституция, чтобы устранить соперничество, в ст. 71—76 строго разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции). Знакомясь с содержанием названных статей, вы встретите термин «предметы ведения». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что — в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида: 1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить; 2) есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения; 3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование — принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-то в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, если субъект РФ в пределах своей собственной правовой компетенции издаёт нормативный правовой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства, то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако — обратите внимание — ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете. Подзаконный акт — удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др. — в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде всего Основным. Нетрудно сделать ещё один вывод: соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии — с учётом их юридической силы. А юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т. е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти. Поэтому здесь тоже должна соблюдаться строжайшая дисциплина: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих. Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, ни законам субъектов Федерации, вы вполне аргументированно можете объяснить сами. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др. Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Федерации или указам Президента РФ, то они подлежат... (Закончить фразу предлагаем вам самим.) Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления обычно в форме решений. Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов. Заканчивая разговор об источниках права, ещё раз подчеркнём положение Конституции — Основного закона — в иерархии нормативных актов. Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.). Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
|
|
|