|
|
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
§ 19. Источники права (окончание)Законотворческий процесс в Российской ФедерацииПроцесс принятия закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий. Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации). Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как с ними поступить, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов — ст. 104, ч. 3). Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное — одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях). Третья стадия — принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов). Четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты. Пятая стадия — подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования — довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях — «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» и интернет-ресурсе. Только опубликованный закон вступает в действие. В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107). СловарьПодзаконный акт — правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Юридическая сила — свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органом и порядком оформления. Практические выводы1. Полученные знания дают вам возможность понять, где берёт своё начало право, откуда его нормы получают свою юридическую силу и почему они обладают разной юридической силой. Стремитесь применять эти знания. Получив, например, из рук государственного служащего какой-либо подзаконный акт, внимательно изучите его и постарайтесь определить, соответствует ли содержание акта положениям закона и Конституции. Если обнаружите между ними противоречие, вы не обязаны исполнять его требования и способны это доказать в суде, опираясь на статью закона. 2. Прислушивайтесь к тому, что происходит в Государственной Думе, ибо это главный правотворческий орган страны. Всегда интересуйтесь, какие новые законопроекты предлагают депутаты (важнейшие из них публикуются в Интернете). Обдумывайте критически их предложения, сопоставляйте с требованиями прежде всего Конституции РФ. В этом состоит одно из проявлений вашей гражданской позиции. 3. Вы знаете, что с принятием Конституции РФ естественное право приобрело в нашей стране юридическую силу и стало источником действующего права. Это не только имеет огромное общественное значение, но и касается вас лично: ведь за вами официально закреплены все современные права и свободы человека и гражданина. И конечно, обязанности (ибо нет прав без обязанностей). Учитесь пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности. В этом, пожалуй, главное проявление вашей гражданской позиции. 4. У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин, вы можете выступить с законодательным предложением (если будет что предложить). ДокументПриведём фрагменты ряда документов. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США. 4 ИЮЛЯ 1776 г. Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определёнными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 26 АВГУСТА 1789 г., ФРАНЦИЯ Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Статья 2. Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 3 ИЮНЯ 1958 г. Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г. КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 22 ДЕКАБРЯ 1947 г. <...> Статья 2. Республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права человека... ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 10 ДЕКАБРЯ 1948 г. Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия... ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ. 25 МАЯ 1949 г. <...> (2) Немецкий народ... признаёт нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества... КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ. 27 ДЕКАБРЯ 1978 г. <...> Статья 10. 1. Достоинство личности, неотчуждаемость её неотъемлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира. 2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека... КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 12 ДЕКАБРЯ 1993 г. Статья 17. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам... 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Вопросы и задания к документу 1. Какая идея объединяет все названные документы? 2. Назовите источник права, служащий для них основой. 3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему. Вопросы для самопроверки1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чём состоят преимущества нормативного акта? 2. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта? 3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации. 4. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения? 5. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов? 6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов. 7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права? 8. Каковы основные этапы создания закона? Задания1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам. 2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения — субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений? 3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему? 4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права. Мысли мудрых«Нет такого закона, который бы удовлетворял всех». Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.), римский историк
|
|
|