|
|
|
Глава 1. Человек в обществе
§ 3. Динамика общественного развития (окончание)СловарьОбщественное развитие — изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество. Общественный прогресс — поступательное развитие общества, его подъём на более высокие ступени. Практические выводы1. Участвуя в дискуссиях о путях развития России, целесообразно опираться на знания о многовариантности общественного развития. Ответственный выбор исключает как простое копирование чужих образцов, так и игнорирование достижений других стран. 2. Нужно учиться видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от «чёрно-белых» оценок и упрощённых способов понимания противоречий общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных, в том числе глобальных, проблем. 3. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость. 4. Для того чтобы ориентироваться в сложной жизни общества, необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии. Этому поможет изучение общественных дисциплин в вузе, а также самообразование. ДокументИз работы российского учёного, академика Н. Н. Моисеева «Россия в поисках третьего пути». Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это — обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе. Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке. Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой, — север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 1920-х, а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию. Вопросы и задания к документу 1. Определите, как относится к глобализации автор текста. 2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»? 3. Как вы думаете, почему учёный считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников её процветания? 4. В чём состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа? Вопросы для самопроверки1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития? 2. Что такое процесс глобализации? 3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует? 4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации? 5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление? 6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время? 7. В чём заключается противоречивый характер прогресса? 8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы? 9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев? Задания1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций. 2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам. Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена? 3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860—1870-х гг. в России. 4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса? Мысли мудрых«Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель
|
|
|