Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 1. Эволюционный базис человечества

Эволюционная цепочка человека. Обществознание

Учение в жизни человека

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врождённые программы поведения). Соответственно чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Вывод: родители — заменители природы, они должны дать ребёнку то, что не дала ему природа; они передают ему нормы и модели поведения, созданные обществом.

Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причём учиться он предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках.

Люди гораздо умнее обезьян

Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения — следовательно, нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, у человека она большая, а у низших животных — совсем невелика. Мозг необходим человеку для того, чтобы победить в естественном отборе, и к тому же он помогает успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

    Основные термины и понятия

Род, инстинкт

    Вопросы и задания

1. Сравните биологическую эволюцию и культурный путь развития человека. В чём их взаимосвязь?

2. В чём проявлялось ускорение эволюционного процесса?

3. Докажите, что появление человека явилось качественным скачком в развитии живых организмов.

4. Что такое современный тип человека?

5. Перечислите принципиальные биологические отличия человека от животных. Почему эти отличия называются «принципиальными»?

6. Как вы понимаете вывод параграфа о том, что с появлением современного типа человека господство биологических законов естественного отбора кончается? Значит ли это, что человек не подвержен действию биологических законов?

7. Чем отличаются биологические и социальные законы? А что в них общего?

8. Какова роль мозга в жизни человека?

    Практикум

1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Эволюционная цепочка человечества».

2. Продолжите фразы:

    1) «Человек отличается от животных тем, что...»;

    2) «Человек, как и животные...».

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru