|
|
|
Глава 1. Эволюционный базис человечества
Культурные составляющие эволюцииПотребность в культуреПотребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободившему руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та, в свою очередь, вызвала серьёзные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Экспериментально доказано, что по энергетическим затратам двуногая походка человека при ходьбе с нормальной скоростью эффективнее, чем типичная четвероногая походка млекопитающих. Следовательно, прямохождение давало предкам человека определённые энергетические преимущества. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. У более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся Homo sapiens, рождались самые беспомощные детёныши. Их выживание напрямую зависело от того, насколько активно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту родительства начала формироваться внутригрупповая социальная структура. Слабость человеческих детёнышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И всё это благодаря тому, что жёсткую программу инстинктов заменила совокупность навыков — система практических умений. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны были заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и каким образом реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — достаточно тяжёлый труд, на который отныне было обречено всё человечество. Человеческий мозг по сравнению с размерами тела значительно крупнее, чем мозг любого животного. В нём больше каналов и специализированных зон, где разворачиваются грандиозные по своей сложности мыслительные процессы. Животные способны научиться контролировать лишь отдельные реакции. Но только человеческому существу подвластно контролировать все реакции и, более того, заменять естественные на искусственно приобретённые (благодаря мощнейшему оружию, которого нет ни у одного животного, а именно обучению).
|
|
|