|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Общественная значимость образования. ОбществознаниеГрамотный и просвещённый человекРезультатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования, помимо всего прочего, является создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения. О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаемся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любопытства ради, а проводит серьёзные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается учёным. Обучение даёт квалификацию, образование — метаквалификацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта. Основные термины и понятия Образование, обучение. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте образование как социальный институт. 2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов. 3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образованный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный человек. От чего зависят столь разные результаты обучения? 4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется? Практикум 1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппируйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральными, системообразующими? Своё мнение обоснуйте. 2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из которых говорили бы о важности получения среднего образования всеми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учиться. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более заставлять учиться?»
|
|
|