|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Образование в Российской ФедерацииСтруктура образования в РоссииСистема образования в нашей стране включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. К 1999 г. была в основном и целом создана правовая база современного российского образования — федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Он состоял из 462 документов. Основополагающим стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления. Одним из важнейших решений, которое законодательно оформляется в России сегодня, является возвращение к статусу полного среднего образования как обязательного для граждан, обучающихся в школе ныне и в будущем (так было в советское время). Школьное образованиеШкольное образование ещё называют общим образованием.
Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: • способствовать интеграции молодёжи в социокультурную жизнь общества и формировать личность; • давать молодёжи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению; • обеспечивать профессиональную ориентацию молодёжи. Современное российское школьное образование имеет сегодня три ступени: начальная, основная и старшая школа, которая и завершает полное среднее образование. Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа в полной мере не выполняет свои задачи: возрастает уровень девиантного поведения (т. е. отклоняющегося от общепринятых норм) несовершеннолетней молодёжи, в том числе преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д. Школа не в полной мере решает задачи профессионального самоопределения. Она в современных условиях (часто не по собственной вине) не способна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. Вместе с тем российская общеобразовательная школа имеет прекрасное наследие дореволюционного периода и школы советского времени. Опыт этот признан всем человечеством. Это и понятно — ведь все достижения российской культуры, науки, которые известны во всём мире, были бы невозможны без высокого уровня развития образования. Да и сегодня критика школы не состоит в признании её деятельности малоуспешной, скорее она показывает, что перед школой стоят сложные задачи, которые она полностью не решает.
Современная школа России находится в периоде поиска путей развития. В этом параграфе вы познакомитесь с тем, в каком направлении предполагается двигаться. Да вы и сами многое об этом знаете, ведь как учащиеся российской школы вы — в центре событий, вы — непосредственные участники самых важных процессов. Высшее образованиеВ 1987 г. в СССР было 896 вузов. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики в России в 2008/09 гг. насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вузов. Но в советскую эпоху почти 900 вузов приходилось на 280 млн человек, а сегодня (не забывайте и о сотнях негосударственных высших учебных заведениях) — на 145 млн человек. Количество высших учебных заведений за последние годы резко возросло прежде всего за счёт негосударственных и филиалов государственных вузов, а это требует пристального внимания к оценке и контролю качества образования. Общий приём студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупнённым группам специальностей характеризуется следующими данными: инженерно-технические — 31%, экономические — 26%, гуманитарные — 19%, педагогические — 8%, естественно-научные — 6%, медицинские — 3%, сельскохозяйственные — 4%, культуры и искусства — 2% . На рубеже тысячелетий спрос на специальности экономических и юридических вузов пошёл на спад, зато возросла потребность в управленцах новой формации. При этом сохраняется наметившаяся тенденция последних лет к возобновлению интереса абитуриентов к техническим специальностям.
|
|
|