|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Знания и умения в информационную эпоху. ОбществознаниеОсновные услуги Интернета в системе образованияС появлением сети Интернет возникла принципиально новая ситуация в системе образования. Основные услуги Интернета можно разбить на три большие группы: вещательные, интерактивные, поисковые. К вещательным услугам относятся реклама, анкетирование пользователей, а также электронные газеты и журналы. Электронные библиотеки — современные сложные информационные системы, которые рассматриваются как распределённые хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Интерактивность не является характерной чертой вещательных услуг. Наиболее интересен для образования диалоговый характер общения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообразные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции. Поисковые услуги можно подразделить на три группы: каталоги; поисковые системы; метапоисковые системы. В каталогах информация разбита на классы, подобно их аналогам в обычной библиотеке. Поисковые системы ежедневно «прочёсывают» Интернет и каталогизируют текстовую информацию, чтобы сделать проще жизнь в Интернете многим миллионам абонентов. Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список www-документов сразу из нескольких источников. Работа учащихся в Интернете охватывает различные виды деятельности: • самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме; • самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определённой области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам ипр.; • учебную деятельность под руководством отдалённого учителя в курсе дистанционного обучения; • общение в Сети (устное или текстовое) с разными целями и в разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и разным языковым группам.
Самой значительной проблемой при использовании электронных материалов Интернета остаётся так называемая текучесть или подвижность публикаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определённому сетевому адресу. Если в практике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут является неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то относительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдёт по этому пути тот же документ с неизменённым текстом. Основные термины и понятия Дистанционное (дистантное) обучение, тьютор. Вопросы и задания 1. Что такое интернет-революция? Что позволяет использовать понятие «революция» для характеристики этого явления? 2. В чём состоят достоинства и недостатки дистанционного образования? Если у вас всегда будет возможность выбора, то какую из названных форм образования вы изберёте? Почему? 3. Кто такой тьютор? Приходилось ли вам работать с тьютором? Практикум 1. Подготовьте тезисы для ответа по теме «„Плюсы” и „минусы” интернет-революции». Своё мнение обоснуйте, в том числе если вы, например, не видите «минусов» в этом процессе. 2. Охарактеризуйте влияние Интернета на вашу жизнь, если вы, конечно, это влияние ощущаете.
|
|
|