|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
§ 13. Знания и умения в информационную эпоху
Есть дистантное обучение и для школьников. Главным образом для тех, кто по болезни или инвалидности не может ежедневно ходить на уроки. В Москве, к примеру, только в 2004 г. закуплено более 700 рабочих мест для домашнего дистант-обучения — компьютеры, мониторы, сканеры, программное обеспечение. Работу с дистант-учениками ведут специально обученные учителя-тьюторы. Для ребят в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в неё, ученик может самостоятельно пройти предметы с 5 по 11 класс. Предусмотрен также интерактивный самоучитель для тех старшеклассников, кто заканчивает школу экстерном или готовится к поступлению в вуз. Модели дистанционного обученияВ настоящее время выделяются шесть моделей дистанционного обучения в зависимости от форм и методов обучения, получивших наибольшее распространение в мировой практике. Обучение по типу экстерната ориентировано на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать стационарные учебные заведения. Университетское обучение на базе одного университета — система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т. е. используя новые информационные технологии, включая компьютерные телекоммуникации. Сотрудничество нескольких учебных заведений — система подготовки специалистов одновременно в рамках программ заочного/дистанционного обучения нескольких университетов или других организаций системы образования, что позволяет сделать обучение более профессионально качественным и менее дорогостоящим. Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне. Автономные обучающие системы — обучение в рамках подобных систем ведётся целиком посредством телевизионных или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примером такого подхода к обучению на расстоянии может служить проект обучения математике никарагуанского радио и др. Неформальное обучение на основе мультимедийных программ ориентировано на взрослую аудиторию, на тех, кто по каким-то причинам не смог завершить школьное образование. Компьютерные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, форумы, проектные группы и др. На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей. Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т. п. сейчас активно вытесняется современной информационной системой. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме. В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своим, оригинальным программам. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т. д. Ещё одна из возможностей Интернета в области образования возникла в результате того, что во многих странах созданы интерактивные (электронные) учебники для средних школ и вузов. Чем интерактивные учебники отличаются от обычных учебников? Они отличаются принципом подачи учебного материала; методикой обучения в режиме оперативного выявления и своевременного устранения пробелов в знаниях; большим количеством заданий и тестов для надёжного закрепления учебных тем; наличием кодов к заданиям и тестам, позволяющим оперативно выявлять правильность их выполнения. Организация электронного текста существенно отличается от традиционного печатного прежде всего наличием гиперссылок. Помимо интернет-сайтов незаменимую помощь могут оказать научные видеофильмы, в основу которых легли известные учебники.
|
|
|