Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс

§ 16. Взгляд на общество в истории

Античное общество

Во времена Античности человек в своей обыденной жизни представлял себе мир гораздо проще и гораздо меньшим по объёму. Обществом считались только такие житейские отношения, в которых жители Аттики или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников.

Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он своё учение об обществе. Общество — прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношение жены к мужу было социальным. Семья называлась обществом потому, что возникала путём договора — заключения брачного союза. Вот почему брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых всё было общим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, существующее ради достижения благой жизни.

Аристотель

Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных группах, а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно под контролем этих малых социальных групп протекала деятельность и жизнь древнего римлянина.

В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество, а затем деливших его или сообща владевших им. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало реальные взаимоотношения. Гораздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, достижение единой цели всеми гражданами.

В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Они составляли самоуправляющуюся общину, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо городов-государств появились государства-нации (nation-state), или национальные государства.

Средневековое общество

В Средние века общество мыслили как органическое тело, в котором каждый человек выполняет отведённые ему функции. Само слово «свобода», которое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включённости в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламентировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведённое ему место и должен был соответственно поступать.

Между V и IX вв. чаще всего общество мыслилось как противостояние двух групп: клирики и миряне, а если речь шла о светском обществе, то — богатые и бедные.

Около тысячного года западная литература начала описывать христианское общество по троякой схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» и составлял общество: священники, воины, крестьяне.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru