Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс

§ 16. Взгляд на общество в истории. Обществознание

Со второй половины XII в. трёхчастная схема общества разрушается и уступает место более сложному и гибкому устройству общества. В новом обществе положение человека определяется его социальным статусом и профессиональными качествами.

Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не используется так бездумно, как общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвящённые его определению.

Иммануэль Валлерштайн, американский социолог

Разрушение трёхчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI—XIII вв.

    Средневековая Европа

Современное общество

Современное понимание общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемое государством, а возникающее стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т. е. меньшинством населения, сосредоточившим в своих руках всё богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то ещё.

С конца XVIII в., а именно тогда произошла Великая французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся национальное самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.

    Основные термины и понятия

Система, общество.

    Вопросы и задания

1. Что такое система? Что означает системный подход к обществу?

2. Сравните мифологическое, античное, средневековое и современное представление об обществе, выработав критерии для сравнения.

3. Попробуйте дать определение общества, исходя из представлений о нём во всех названных эпохах.

4. Что такое «общество» в широком смысле слова?

    Практикум

1. В тексте параграфа приведены высказывания об обществе Аристотеля и И. Валлерштайна. Если бы вы не знали имена авторов этих высказываний и эпоху, когда данные слова были сказаны, то по каким признакам вы смогли бы идентифицировать историческое время жизни авторов приведённых размышлений о сути общества?

2. На с. 127 дана иллюстрация «Средневековая Европа. Представители различных сословий». Проанализируйте её. Кто на ней изображён? Можно ли дать её анализ с позиций «троякого люда» или «etats»? Своё мнение обоснуйте.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru