Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс

Социальный прогресс. Обществознание

Революция — это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменения основ социального строя. Именно такие цели преследовала Октябрьская революция в 1917 г. в России. В результате неё были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан страны, коренным образом изменилась система распределения социальных благ.

Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков осуществила политический переворот — свержение Временного правительства и захват власти. Только после этого, создав новые органы государственного управления, большевики с первых же дней начали издавать основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы жизни граждан нового государства.

    Октябрьская революция в России. 1917 г.

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными.

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая (аграрная) революция, которая представляла собой качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру.

Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII—XIX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом); одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменился политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жёсткие сословные перегородки; провозглашены равные гражданские права). Промышленная революция — первый случай в истории, когда изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов: капиталистов и пролетариев. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Обе революции относятся к так называемым технологическим.

    Четыре крупнейших изобретения, приведшие к индустриальной революции

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению общества.

Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если эти страны вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы.

    Основные термины и понятия

Прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция.

    Вопросы и задания

1. В чём состоит закон ускорения истории? Сравните его действие как закона истории с действием одного из законов естественных наук (на ваш выбор).

2. Что такое общественный прогресс? Охарактеризуйте дискуссию по его критериям, которую вели и ведут специалисты. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

3. Что такое общественный регресс? Каковы его критерии?

4. В параграфе говорится о том, что: «По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе». Прокомментируйте эти слова.

5. Что такое «цена прогресса»? Дайте объяснения с примерами из современной жизни.

6. Что объединяет и различает процессы и явления, называемые «технологическими» и «социальными» революциями?

7. Чем отличается реформа от революции?

8. Можно ли утверждать, что только революции являются основой действия закона ускорения истории?

    Практикум

1. Проследите действие закона ускорения истории на примере развития России, составив соответствующий наглядный материал (графики, таблицы и др.).

2. Проанализируйте вывод учебника на конкретном современном материале: «Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы».

3. Смоделируйте возможную дискуссию о критериях общественного регресса, аналогичную дискуссию о критериях общественного прогресса.

4. В определении революции, данном в параграфе, есть три позиции, три составные части определения понятия «революция». Назовите их и расставьте по степени важности для её характеристики. Своё мнение обоснуйте.

5. Прокомментируйте иллюстрацию на с. 154, ответив на вопросы:

    1) Какие четыре крупнейших изобретения привели к индустриальной революции и почему?

    2) Почему текстильная отрасль названа «локомотивом индустриальной революции»?

    3) Представлена ли текстильная отрасль в четырёх крупнейших изобретениях, приведших к индустриальной революции?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru