|
|
|
Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс
ГлобализацияСущность глобализацииВпервые термин «глобализация» ввёл в употребление американский экономист Т. Левита (1983), обозначив им феномен слияния рынков, начинавшийся в 1980-х гг. Существуют различные определения глобализации. Одно из них такое.
Вывод о том, насколько это определение точно отражает сущность глобализации, вы можете сделать на основании того, что уже сейчас знаете о ней и узнаете из материалов учебника. Среди учёных не сложилось окончательного мнения насчёт того, можно ли считать глобализацию продолжением предшествующих этапов развития цивилизации. Или же глобализация — это полный разрыв с прошлым и принципиально новая точка отсчёта в истории человечества. Роль транснациональных компаний в глобализацииЭкономический локомотив глобализации — это транснациональные корпорации (ТНК), т. е. национальные тресты и концерны, имеющие многочисленные зарубежные отделения и филиалы, что делает их, по существу, международными компаниями. ТНК получили широкое распространение после Второй мировой войны; сегодня они контролируют многие отрасли производства и сферы экономики как в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства. ТНК — это компании, объём производства которых на зарубежных предприятиях составляет не менее 10—20% от общего объёма их производства. В конце 1960-х гг. в развитых странах было около 7 тыс. материнских ТНК, а к концу века их стало порядка 40 тыс. Подавляющее большинство штаб-квартир ТНК сосредоточено в 7 странах мира: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах и Швейцарии. Японская корпорация «Mitsubishi» производит больше, чем четвёртая по численности населения страна мира — Индонезия. ТНК «General Motors» производит больше Дании, «Ford» производит больше Южно-Африканской Республики, «Toyota» — Норвегии. Совокупный объём продаж 200 крупнейших компаний мира составляет более 1/4 мирового производства. Исследования показывают, что за последние несколько лет доля ТНК в мировом производстве резко увеличилась. В 1982 г. объём продаж крупнейших фирм составлял 24% от объёма мирового ВВП. Сейчас эта цифра достигает уже 30% от мирового ВВП. Крупные компании постепенно становятся привычным делом для российской экономики. Основания для вступления в «клуб избранных» есть на сегодняшний день у таких российских компаний, как «Газпром», «Лукойл» и др.
Международные компании ориентируются на потребительские вкусы не одной, а многих наций — тех, где у них существуют филиалы. Американские компании уже не нацелены только на немецкий, американский или японский рынок. Объектом их действий становится глобальный рынок. Торговые стратегии фирм «Кока-кола», «Сони», «Макдоналдс» или «Левайс» давно уже вышли за национальные границы. Их продукция раскупается потребителями большинства стран мира. Именно они стали готовить новое поколение менеджеров, преодолевающих национальные барьеры и способных управлять бизнесом в любых культурных условиях. Принято считать, что этим менеджерам принадлежит будущее. Роль международного рынка в развитии глобализацииЕсли ТНК — мощные локомотивы глобализации, то железнодорожными путями, по которым они мчатся, становятся международное разделение труда и международный рынок. Распространение рыночных механизмов практически во всех странах мира привело к невиданным изменениям в жизни человеческого общества. Триллионы долларов и миллиарды товаров, которые курсируют по всем континентам мира, заглядывая в самые непроходимые уголки планеты, потребовали для себя: • строительства дорог, магистралей и супермагистралей; • создания гигантского финансового спрута, щупальцы которого — банки, биржи, финансовые рынки и многое другое — охватывают весь земной шар; • принятия всеми странами, хотят они того или нет, единых юридических стандартов и законов, которые позволяют мировым деньгам и товарам проникать во все закоулки планеты, надёжно охраняют их, позволяя прирастать и умножаться в числе; • установления единых демократических норм политической жизни, защиты прав человека, веротерпимости, культурного плюрализма. Таким образом, начавшиеся с рынка преобразования вовлекли в свою орбиту практически все сферы общественной жизни — экономическую, политическую, социальную, религиозную, культурную. Миграция рабочей силы из одной страны в другую; «утечкамозгов»; «народная дипломатия»; культурные обмены; международный туризм; деятельность многочисленных ассоциаций, организаций, инициатив и форумов, объединяющих представителей самых разных стран; наднациональные органы управления и добровольные организации от ООН, МВФ и ЮНЕСКО до Красного Креста и Армии спасения — всё это и многое другое являются яркими свидетельствами рождения нового глобального порядка на Земле.
Оставаясь клеточками национальных организмов, люди в процессе глобализации становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они всё чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ. Глобализация — историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные межгосударственные границы, и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом. Достоинства глобализацииК достоинствам глобализации обычно относят следующие: 1. Рост количества и качества потребительской продукции на мировом рынке. 2. Бурный технологический прогресс, в результате которого уменьшается себестоимость выпускаемой продукции и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса. (Вспомним хотя бы превращение компьютера и мобильного телефона за каких-то 5—7 лет из предмета роскоши в повсеместный, доступный для многих атрибут современного человека.) 3. Возникновение новых рабочих мест, главным образом в непроизводственной сфере, в результате развития информационных технологий. 4. Значительно более широкий и свободный, чем ещё 10—15 лет назад, доступ к информации и соответствующее расширение возможностей и способов коммуникации в мировом масштабе. 5. Повышение жизненного уровня, относительное улучшение основных социальных показателей в большинстве регионов мира. Так, по данным ООН, к середине 90-х гг. по сравнению с 1970 г. средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах увеличилась с 69 до 75 лет, в развивающихся (кроме самых бедных) — с 46 до 63 лет. Уровень грамотности в развивающихся странах за тот же период вырос с 46 до 69% , в наиболее бедных — с 29 до 46% . 6. Улучшение взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями. Оно произошло в результате, с одной стороны, интенсификации глобального информационного обмена, а с другой — нивелировки различий благодаря распространению по всей планете продуктов масскультуры.
|
|
|