|
|
|
Глава 5. Социализация
§ 29. Сущность социализацииЗначение детстваСоциализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап. У высших животных сформировалось особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретённое качество. Материнство и отцовство вместе создают ещё одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном счёте уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьёзно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к её хранению увеличил сроки обучения. Последующий переход от собирательства к охоте потребовал ещё большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения. Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Её нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов. Отсюда берёт своё начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивала вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребёнком. Отец подключался к воспитанию позже, но обучал детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний. С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — периода первичного обучения и социализации, 2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта. Детство отличается от других этапов социализации прежде всего тем, что дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской/женский пол», «сын/дочь» ит.п., которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. В роли дети играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчики играют в войну, а девочки — в дочки-матери. Виды социализации и её агентыСоциализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную. >Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних. Беспомощность ребёнка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощников называют агентами социализации.
К агентам социализации относят: 1) агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок; 2) агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда; сотрудников телевидения, радио, печати и т. д. Как вы видите, первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Полицейский практически всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие — средства существования и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисципли- натора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнёров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого её члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребёнок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.
|
|
|