|
|
|
Глава 5. Социализация
Сущность социализацииО социализации вы слышали и читали не раз, в том числе и в данном учебнике. Параграф, который сейчас перед вами, построен так, чтобы, обобщая и развивая ваши знания об этом явлении, выстроить целостную его картину. Что такое социализацияВ природе проявляется такая закономерность: чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. У человека по мере увеличения мозга сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретённые навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось. У человека период подготовки к взрослой жизни является самым затянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и «переобучается» всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. Жизненный цикл человекаПроцесс социализации проходит фазы, которые называют ещё стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата, или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства, юности и зрелости, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
От социализации надо отличать: адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте). Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. На стадии жизненного цикла человека влияют биологические и социокультурные факторы. В традиционном обществе не существовало самостоятельных, качественно различных стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в Средние века, а отрочество — только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность. Подготовка к самостоятельной жизни становится не только более продолжительной (в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учёбу иногда до 25 лет), но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьёзное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение проходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье). Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. Освоение социальных ролейСоциальной роли невозможно обучиться по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И всё это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Очень многое человек наследует не только от своих далёких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детёныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И всё же её нельзя преувеличивать. Для социализации необходима нормальная социальная среда.
|
|
|