Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 5. Социализация

Юность как этап социализации. Обществознание

Самостоятельность

Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами — миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.

Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодёжного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:

    • сам себя обеспечивать средствами существования;

    • распоряжаться деньгами независимо от других;

    • быть самостоятельным в выборе образа жизни;

    • проживать отдельно, независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям?

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости.

Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.

Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.

    Основные термины и понятия

Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация.

    Вопросы и задания

1. Какую роль в жизни человека играет юность?

2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.?

3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объясните свой ответ.

4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни.

5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни?

6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды?

7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.

8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взрослым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?

    Практикум

1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение современных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания.

2. Проведите мини-исследование на тему «В какой степени я взрослый человек? ».

3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных ситуациях; стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сделать это.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru