Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 5. Социализация

§ 30—31. Юность как этап социализации

Группа сверстников

Теоретически в своей семье ребёнок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности к ней.

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

Андре Моруа, французский писатель

Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, являющиеся чертами взрослой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое — непременные атрибуты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.

    Группа сверстников может решить множество проблем

Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьёй агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Стать взрослыми

В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем.

В возрасте 15—17 лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и начинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зрения этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возможность самоутвердиться. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности и ненужности.

У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.

Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми.

Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми.

Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять своё место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге.

Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже курить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.

Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

    — эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребёнок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фундаментальным проблемам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов;

    — новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к оценкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;

    — взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);

    — внешний облик и манера одеваться.

Акселерация и взросление

В современных индустриальных обществах наблюдаются два противоречивых процесса — ускорение психофизического развития детей и замедление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Таким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями.

В экономически развитых странах акселерация отчётливо видна последние 100—150 лет.

Статистика показывает, что дети в настоящее время вырастают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому обслуживанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы.

Изменения в обществе способствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процессе развития достигает определённого уровня.

Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru