|
|
|
Глава 5. Социализация
Юность как этап социализацииЧто такое юностьЮность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определённые психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немотивированная; проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности; подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Трудности юношеской социализацииПсихофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчёркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.
Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.
Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста. Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами: • несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан подростковым возрастом; • несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим взрослением; • противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров.
Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми. Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого. В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных поколений и возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску всё более разнообразной техники, компьютеров, аудио- и видеодисков, плейеров, айфонов и т. п. Период подростковой неопределённости возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности — и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. У подростка 14—16 лет существует свой собственный ролевой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или женщины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника родителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонарушителя или даже преступника. Когда он превращается в заводилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он больше, чем у младшего школьника.
|
|
|