|
|
|
Глава 5. Социализация
§ 32—33. Молодёжь и молодёжная субкультураПроцесс омоложения элиты обществаПроисходит омоложение руководящей элиты общества. В экономике на смену «новым русским», нередко малообразованным, приходят «новые новые русские», имеющие одно-два высших образования, свободно владеющие одним-двумя иностранными языками, в совершенстве знающие компьютер. Современная «молодёжная волна» — это 30—40-летние, пришедшие в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня. Как знать, может быть, вы, закончив вуз, составите уже третье поколение российских предпринимателей. Во всяком случае, уже на школьной скамье вы должны сориентироваться и выбрать свой жизненный путь. Сегодня промедление недопустимо, так как многие привычки, навыки и черты характера, необходимые для бизнеса, научных занятий, юриспруденции, формируются в раннем и среднем подростковом возрасте. Качественно изменилось и мировоззрение молодёжи. В 1983 г., согласно данным многих исследований, 84% молодых людей СССР были убеждены в том, что социализм является единственным общественным строем, который на деле воплощает права и свободы человека. А проведённые на рубеже XX и XXI вв. опросы показали, что большинство молодёжи склонно считать наиболее привлекательным цивилизованное рыночное общество. Особенности молодёжной субкультурыЗа последние 50 лет мир молодёжных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая: хиппи, нацбо- лов, анархистов, буддистов, свидетелей Иеговы, язычников, футбольных фанатов, автостопщиков и т.д.
Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Но мощь общественных институтов, прежде всего милиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодёжи выливается в практических действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, театра и т. д.).
В литературе термин «контркультура» употребляется и как собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодёжи («новые левые», хиппи, битники и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Молодёжный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «антипотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом и религиозными поисками.
Чем же различаются субкультура и контркультура? Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, она стремится как минимум расчистить себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, а как максимум — вообще свергнуть существующий строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.). Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие: 1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёжной прослойки в 1950-е гг.; 2) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.). В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономического подъёма. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодёжи, объёмы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодёжная мода» и т. п. Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в CUT А заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 1960-е гг. Америку захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Италию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка. Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодёжи. Возникают такие явления, как молодёжная индустрия, молодёжная мода, молодёжные движения, молодёжная субкультура. Ещё в 1930-е гг. наметился подъём в грамзаписи, производстве фильмов и т. п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодёжи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных программ. Молодёжная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определённые жизненно важные потребности. Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры выступает слово «неформалы».
По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно не признанной этими властями организацией. Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе: социальным (протестные и экологические движения); политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы); музыкальным (металлисты, рэпперы и др.); религиозным, экономическим и т. п. Молодёжные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Первым и самым заметным признаком молодёжной субкультуры выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодёжь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведёт образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у представителей молодёжи разных рас. Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем.
От этого слова произошло название «стиляги» — представители молодёжной субкультуры в 1950—1960-е гг. в СССР, любившие модно, по-западному, одеваться.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодёжи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодёжь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодёжь участвует чаще рабочей. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде. В рядах антиглобалистов, защищающих бедных и угнетённых, особенно из стран «третьего мира», не только фермеры и представители городских средних классов, но также безработная молодёжь и студенчество.
|
|
|