|
|
|
Глава 5. Социализация
Молодёжь и молодёжная субкультура. ОбществознаниеЭкологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды известных лиц — знатных аристократов, звёзд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность; подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений; наконец, неприятие или бегство от социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования.
В 2000-е гг. палитра молодёжной субкультуры стала чрезвычайно разнообразной. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете и на улицах можно встретить готов, эмо, сетевых геймеров, стритрейсеров и т. п. К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят: 1. Преимущественно развлекательную направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная функция не реализуется вовсе или реализуется недостаточно. 2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодёжи выдавливаются высокопочитаемые ценности: вежливость, кротость и уважение к окружающим. 3. Приоритет потребительских ориентаций. Ещё более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодёжи. 4. Изменения в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. 5. Создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры. 6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Молодёжь уже не выступает, как прежде, единым монолитом, противостоящим старшему поколению. Внутри молодёжи противоборствуют и сосуществуют несколько направлений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.
Молодёжная политикаРешение проблем молодёжи — это общая задача общества, государства, самой молодёжи. В последнее время всё чаще используется термин «молодёжная политика». Под ним подразумевается ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Это — широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколения с момента рождения до 30-летнего возраста (поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жильё, свободное время, вопросы воинской службы и т. д.). Под молодёжной политикой подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодёжи и т.д. Проблемы молодёжи стали важнейшей составной частью любой политической партии России, стремящейся к решению задач развития и укрепления страны. С этим связано и появление различных молодёжных движений и программ («Наши», «Местные» и др.), которые курируются организациями, ведущими деятельность в политической сфере. Основные термины и понятия Молодёжь, субкультура, контркультура, неформалы, стиль. Вопросы и задания 1. Что такое молодёжь как социальная группа? Почему взгляды на возрастные границы молодёжи у разных социологов не совпадают? Назовите не менее двух причин. 2. Какие критерии использованы социологами при делении молодёжи на три возрастные группы? 3. Что такое критический возраст? Можно ли пройти его беспроблемно? Своё мнение обоснуйте. 4. Перечислите и охарактеризуйте проблемы современной российской молодёжи. Можно ли говорить, что эти проблемы присущи только молодёжи, но не другим возрастным группам? 5. В какой степени современные проблемы российской молодёжи схожи с подобными проблемами молодёжи других стран? 6. Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас? 7. Выскажите своё отношение к выводу учебника о суррогатном характере молодёжной субкультуры. Приведите аргументы и примеры в пользу своей точки зрения. 8. Вредны ли для развития общества молодёжные субкультура и контркультура? Своё мнение обоснуйте. Практикум 1. На основании материала учебника, информации из СМИ, ваших житейских наблюдений подготовьте мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России». 2. Верны ли следующие суждения о субкультуре? А. Субкультура позволяет определённой группе людей сплотиться на основе общих идеалов, целей и ритуалов. Б. Субкультуре всегда свойственно стремление занять в обществе лидирующие позиции. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
|
|
|