Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 6. Социальная стратификация и мобильность

§ 34. Социальная стратификация

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она имелась уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества и либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал ещё более либеральным.

Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов планеты практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX в.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и неравенством (раб — вещь хозяина).

Как и рабство, кастовый строй — это закрытое общество с жёсткой стратификацией. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты есть только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества, существующего с древнейших времён.

Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может при жизни перейти из одной касты в другую. Для этого ему нужно родиться ещё раз. Кастовое положение человека закреплено индуистской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно её канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе промышленного развития касты заменяются классами. Индийский город всё больше становится классовым, а деревня, где проживает 7/10 населения, остаётся кастовой.

Формой стратификации, предшествовавшей классам, были сословия. В феодальных обществах, существовавших в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.

Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия: дворянство и духовенство — и непривилегированное третье сословие: ремесленники, купцы, крестьяне. В X — XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались; допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: чинов, титулов, званий, мундиров, орденов. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.

Чин — служебный разряд военных и гражданских служа- ! щих, с которым связаны определённые права и обязанности.

До Петра I в России понятие «чин» обозначало любую должность, почётное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Пётр I учредил строгую систему чинов, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности и получил название классного чина.

Титул — установленное законом словесное обозначение служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшее правовой статус.

В России в XIX в. существовали общие, частные и родовые титулы. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой. В некоторых странах выделяются три класса и по нескольку слоёв внутри их. Такое разделение выглядит следующим образом.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru