Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 6. Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация. Обществознание

Социально-классовая стратификация общества

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», ещё не успевших создать мощные родовые кланы, захвативших высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адвокаты, известные врачи, актёры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они ещё не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, врачей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют, скорее, не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — вполне обеспеченный образ жизни, среднее специальное или неоконченное высшее образование. Его представители могут взять в кредит автомобиль, отдыхать в Египте, покупать стильную и модную одежду.

Верхний — низший класс состоит из средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего классов. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное); пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты); примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и ненормативной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют либо никакого, либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками, попрошайничают, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. В него входят хронические алкоголики, бывшие заключённые, не устроившиеся в жизни на воле, бомжи и т. п.

Особую роль в обществе играет средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. В российском обществе доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%.

    Основные термины и понятия

Социальная стратификация, доход, престиж, класс, рабство, каста, сословие, чин, титул.

    Вопросы и задания

1. Что такое социальная стратификация и каковы её критерии?

2. С какой целью изучается социальная стратификация? Что дают знания о ней в теоретическом и практическом плане?

3. Связаны ли между собой отдельные критерии стратификации, и если да, то как?

4. Как меняется сущность и роль отдельных критериев стратификации по мере исторического развития общества?

5. Можем ли мы утверждать, что доход — более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

6. Сравните классы, касты, сословия по критериям разделения людей, заложенным в эти понятия.

7. Может ли человек переходить из одного класса общества в другой? Какие условия для этого необходимы?

8. Действительно ли возможно попасть в класс богатых благодаря таланту и трудолюбию или существуют какие-то более значимые условия для этого? Кому и почему легче войти в класс богатых в современной России — молодым или людям среднего возраста?

9. В газетах пишут о том, что в некоторых современных странах существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете, в чём сходство и в чём различие античного и современного рабства?

10. Почему, на ваш взгляд, в современной России восстанавливаются дворянские титулы и звания? Что вам известно об этом?

    Практикум

1. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтёр, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, юрист, токарь, продавец, сторож. Попытайтесь объяснить, от чего зависит престиж той или иной профессии.

2. Используя жизненный опыт и расспросив своих родителей, близких и друзей, составьте обобщённый социальный портрет:

    а) представителей высшего класса;

    б) представителей среднего класса;

    в) представителей низшего класса.

3. Определите классовую принадлежность выбранных вами представителей (5—6) среди родственников, соседей, одноклассников.

4. Похоже, что в каждом социальном классе есть своя элита:

    — у богатых она составляет 0,5% и называется группой сверхбогачей;

    — в низшем классе тоже есть своя «элита» — это андеркласс (нищие), составляющие 2—7%.

Есть ли «элита» в среднем классе? Свой ответ обоснуйте.

5. Попробуйте описать образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоёв) по вашему выбору.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru