Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение

Девиантное поведение. Обществознание

В наши дни вновь обострилась проблема детской беспризорности, особенно в местах межнациональных конфликтов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют «группу риска», которую взрослые правонарушители вовлекают в преступную деятельность.

Основную часть несовершеннолетних преступников составляют лица мужского пола (90—95%). Многие из девушек, осуждённых к лишению свободы, выросли в неблагополучных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими (телесными) и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и пр.

Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16—17 лет, но большинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера; употребляли спиртные напитки, убегали из дома, бродяжничали. Реальное число подростков-наркоманов, по мнению некоторых специалистов, в 4—5 раз превышает официальную статистику.

Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, которые не учатся и не работают, затем — по мере убывания — работающие, учащиеся профессионально-технических училищ, студенты. Росту преступности несовершеннолетних во многом способствует уверенность многих правонарушителей в своей безнаказанности. Так, около половины несовершеннолетних правонарушителей получают отсрочку от уголовного наказания с учётом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в первые три месяца вновь совершают преступления.

Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины; равнодушием к страданиям других; несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источники собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны. Сверхактивные несовершеннолетние, например, не умеют управлять собой, они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий.

Важное место в превентивной практике современных цивилизованных стран занимает разветвлённая сеть социальных служб и социальных работников, оказывающих поддержку населению, семье, детям, молодёжи в различных кризисных ситуациях. В России существует сейчас разветвлённая служба — «Телефон доверия». Обратившись в эту службу, подросток может получить психологическую помощь и поддержку.

    Основные термины и понятия

Отклоняющееся (девиантное) поведение, девиант, делинквентное поведение, криминальное поведение, группа риска.

    Вопросы и задания

1. Что такое отклоняющееся поведение?

2. Прокомментируйте рисунок, на котором изображена шкала отклоняющегося поведения. Что служит границей между каждым из горизонтальных показателей этой шкалы?

3. На основании материала параграфа, информации из СМИ и ваших личных наблюдений ответьте на вопросы:

    — Чем преступность в молодёжной среде отличается о преступности взрослых?

    — Какие качества, присущие подросткам, создают основу для преступности?

    Практикум

1. Можно ли считать примерами девиантного поведения следующее?

    а) Филателист тратит на своё увлечение не только всё свободное время, но и большую часть своей зарплаты, из-за чего его семья испытывает постоянные материальные затруднения;

    б) альтруист почти всё заработанное отдаёт в помощь детскому дому, говоря: «Я человек одинокий, мне много не надо»;

    в) работник из года в год не ходит в положенный ему оплаченный отпуск, ссылаясь на занятость на работе и свою увлечённость ею.

2. Может ли отклоняющееся поведение вызывать поддержку и понимание окружающих? Если ваш ответ — да, то приведите примеры.

3. Попробуйте составить список причин преступности в молодёжной среде, расположив эти причины по степени убывания важности.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru